МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРАВО
Процесс унификации ученых званий в рамках современной интеграционной концепции в системе европейского образования непосредственно связан с унификацией ученых степеней и априори во многом определяется противостоянием традиционной и болонской моделей образования. Традиционная модель высшего образования в Германии на основе системы Гумбольдта в исторической ретроспективе считалась эталонной, не подлежащей какой-либо модернизации. Она изначально была персонифицированной, отчасти ритуальной и сложной, не ориентированной на поточный вариант образования. Долгое время она доказывала свою эффективность и в полной мере способствовала как научному, так и экономическому прогрессу Германии. Учитель - доктор - профессор - это прежде всего государственный деятель с высоким правовым статусом, что неизбежно находило свое отражение в занимаемой должности и научном звании. Этот процесс в той или иной степени был актуален вплоть до 80-х гг. ХХ в. Серьезные изменения в образовательной системе ФРГ произошли в 1988 г., когда в Болонье на съезде европейских ректоров была принята Magna Charta Unifersitatum (Всеобщая хартия университетов). Именно этот формально рамочный, но весьма фундаментальный документ положил начало реформированию самих основ образовательной системы Германии.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются различные аспекты делегирования полномочий государственным органам и иным субъектам, обладающим властными полномочиями. Подчеркивается, что на определенных этапах истории, в том числе и современной, иногда это происходило без нормативного закрепления подобного правила. Белорусское и зарубежное законодательство и практика свидетельствуют о том, что делегирование полномочий может происходить: 1) от одного государственного органа (должностного лица) другому; 2) от государственного органа (должностного лица) к негосударственному образованию, например, органу территориального общественного самоуправления (советам, комитетам граждан, старостам и т. п.); 3) от высшего источника власти (народа) государственному органу (например, посредством народного голосования делегируются полномочия парламенту, местному совету депутатов). Обращено внимание на возможности не только добровольного делегирования полномочий, но и их изъятия из ведения иных органов. Приведены примеры на основе анализа действующего законодательства. Сделан вывод о том, что если передача полномочий отвечает природе данного органа, его предназначению, соответствует конституционным принципам и нормам, то такую практику необходимо поддержать.
В статье рассматривается Заключение Конституционного Суда Российской Федерации по поправке к Конституции Российской Федерации, посвященной совершенствованию регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Анализируются аргументы Суда, приведенные им в пользу положения, касающегося наделения действующего российского президента возможностью избираться на соответствующую должность сверх установленных Конституцией Российской Федерации сроков. Указывается, что сделанный законодателем выбор конституционных ценностей несет в себе правовую составляющую и в таком качестве может быть рассмотрен Конституционным Судом в рамках его специальной компетенции высшего органа конституционного контроля. Конституционная поправка рассматривается с точки зрения правила о запрете обратной силы закона. Представительная власть вопреки логике законотворческого процесса придала обратную силу норме, фактически ухудшающей положение избирателей, поскольку им теперь придется выбирать между конкурентами, один из которых - действующий президент - имеет перед другими ряд фактических преимуществ. Участие действующего главы государства в избирательной кампании сверх установленных законодательством сроков ограничивает свободу электоральной конкуренции. В статье делается вывод о том, что российский конституционный законодатель отступил от присущего республиканской форме правления принципа сменяемости власти. Такого рода законодательные новеллы не согласуются с идеей реального народовластия. Правовая позиция Конституционного Суда по данной поправке нарушила правило о единстве судебной практики, требующее, чтобы в схожих ситуациях принимались схожие решения.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Целью настоящей статьи является рассмотрение и попытка теоретического разрешения ряда земельноправовых проблем, связанных с организационно-правовой базой ведения индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации. Данные проблемы существуют уже не первый год и в силу их нерешенности не теряют своей актуальности. В рамках статьи авторами выделен круг проблем в сфере реализации земельных прав отдельными категориями российских граждан: инвалидами, членами многодетных семей и другими гражданами, имеющими законное право на получение земельных участков на территории Российской Федерации на специальных льготных условиях. В статье приводится перечень категорий лиц, имеющих льготные права на земельные участки, раскрывается содержание их льготных прав, показаны сложности в их реализации. Авторами делается вывод о номинальном, а не реальном следовании в России принципу обеспечения государством доступного жилья для граждан и о неблагоприятных с социальной точки зрения последствиях применения такого формального подхода. В результате проведенного исследования были не только выявлены основные юридические сложности в механизме процедуры предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в Российской Федерации, но и объяснена логика появления данных сложностей, а также предложены возможные пути их устранения в будущем. Для этого авторами обосновывается и уточняется необходимость дальнейшего совершенствования земельного законодательства в области правового регулирования вопросов предоставления земельных ресурсов для целей жилищного строительства в Российской Федерации.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Законодательство Российской Федерации в части налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) претерпело существенные изменения. По сути, введен единый вмененный налог на доход таких организаций. В статье предпринята попытка дать прогноз механизма реализации новаций, показаны положительные и отрицательные стороны единой налоговой ставки. Рассматривается зарубежное налоговое законодательство, которое регламентирует множество способов определения прибыли КИК, подлежащей налогообложению, и устанавливает различные правила вменения этой прибыли контролирующему лицу. Большое внимание уделено приемам, которые можно классифицировать на два вида: транзакционный и юрисдикционный. Главное различие между ними: 1) транзакционный прием подразумевает обложение только той части дохода КИК, которая условно относится к «плохому» типу (англ. - tainted income), т. е. имеется в виду доход, используемый в целях уклонения от налогообложения; 2) юрисдикционный прием за ориентир берет место нахождения (регистрации или фактической деятельности) КИК в определенной (как правило офшорной) юрисдикции, и в том случае если юрисдикция отвечает установленным критериям, то налогообложению подлежит весь доход КИК. На основе обращения к опыту иностранных государств и к рекомендациям ОЭСР выявлены перспективы совершенствования правового регулирования налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
В статье производится сравнительный анализ нормативных правовых актов России и стран Евросоюза в сфере защиты прав на товарные знаки и зарегистрированные товарные марки. Показаны способы их регулирования в законодательствах России и ЕС, а также выявлены особенности защиты прав на товарные знаки. Определено, что первые законодательные акты в данной сфере появились в России позднее, чем в странах Евросоюза, но при этом основной период развития системы законодательства проходил одновременно. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что в настоящее время прослеживается частичное соответствие законодательств в области регулирования товарных знаков благодаря серьезной модернизации и ускорению в редактировании нормативных правовых актов в связи с переходом Российской Федерации к рыночным отношениям с быстрорастущей глобализацией и вытекающей из этого необходимостью в индивидуализации товаров большого числа производителей. Также установлено, что в связи со сближением экономических и политических связей между Российской Федерацией и Европейским союзом потребовалось усилить интеграцию в их правовых системах, включая сферу защиты прав на товарные знаки, что свидетельствует о возможном развитии дальнейших экономических отношений.
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Проблема правового регулирования семейных отношений всегда была под пристальным вниманием римского государства и общества. Римское право достаточно полно и подробно регулировало взаимоотношения членов семьи. Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. С усилением значения родства по крови, необходимости экономической самостоятельности подвластных происходит ослабление власти pater familias. В данной статье рассмотрены особенности развития и становления правоотношений родителей и детей в древнеримском обществе. На примере отношений родителей и детей изучена модель римской семьи. Выявлены признаки и предпосылки формирования и развития сильной отцовской власти. Изучены личные имущественные и неимущественные отношения родителей и детей в древнеримском обществе. Выделены некоторые сходства в правовом регулировании этих отношений с современным семейным правом России. В частности, имеется похожий порядок определения и осуществления прав несовершеннолетних детей; наблюдаются общие черты прав и обязанностей родителей по отношению к своим детям, а также в области алиментных обязательств.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
В статье затрагивается проблема противодействия коррупции в транснациональных корпорациях на примере дела Airbus. Разбор указанного кейса представляет собой несколько этапов. Первоначально авторы устанавливают фактические обстоятельства и описывают ход и особенности проведенного регуляторами трех стран (Великобритания, США и Франция) транснационального расследования коррупционных нарушений, совершенных Airbus и ее посредниками. Данный этап работы основывается на информации, представленной официальными органами власти, проводившими расследование. На основании фактических обстоятельств и допущенных Airbus и ее посредниками коррупционных нарушений, авторы анализируют реализованные органами власти Великобритании, США и Франции меры ответственности в отношении компании Airbus. Освещаются отдельные положения соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA), связанные с пересмотром комплаенс-процедур компании, а также с заменой высшего руководства и сотрудничеством нарушителя с регуляторами. В завершение исследования авторы обращают внимание на специфику дела Airbus относительно других коррупционных дел. Кроме того, в статье сформированы рекомендации для российских органов власти и бизнес-сообщества, включающие внедрение более гибких стандартов противодействия коррупционным нарушениям (интеграция соглашения об отсрочке судебного преследования в отечественное законодательство и внедрение в компании эффективной системы комплаенса).
ПЛЕХАНОВСКАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цифровизация всех сфер жизни общества, а особенно экономических отношений, неизбежно ставит перед государством задачу адаптации законодательства к специфическим потребностям цифровой экономики. Одним из шагов на пути к своевременному реагированию на вызовы современности стало принятие Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года. Через призму Стратегии в статье рассматриваются актуальные проблемы в сфере правового регулирования конкуренции, выделяются основные негативные факторы, сдерживающие развитие добросовестной конкуренции. Особое внимание уделено вопросам конкурентных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Анализируется практика рассмотрения Федеральной антимонопольной службой жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. На основе проведенного исследования автором делается вывод о несовершенстве правового регулирования порядка применения национального режима при осуществлении закупок. Автор обращает внимание на проблемы ограничения возможности участия в закупках тех субъектов предпринимательской деятельности, основу экономической деятельности которых составляет не производство собственного товара, а перепродажа товаров, в том числе иностранного производства.
Проблема определения правовой природы недействительных сделок, а также последствий признания их таковыми была и остается актуальной. Общеизвестно, что, устанавливая конкретные основания недействительности сделок, законодатель руководствуется актуальными политико-правовыми идеями о нежелательности или недопустимости совершения определенных сделок. При этом очевидно, что институт недействительности сделок не является абсолютным благом, а при его применении в отрыве от основополагающих принципов частного права неизбежна стагнация в сфере развития последнего. Данная статья посвящена правовому явлению фактического исцеления судами порочных сделок. Авторы рассмотрели особенности генезиса института конвалидации недействительных сделок в российском праве, проанализировали необходимые условия для блокирования судом ссылки на недействительность, а также оценили целесообразность исцеления некоторых ничтожных сделок. В результате проведенной работы делается вывод о том, что дальнейшее развитие института запрета противоречивого поведения в системной взаимосвязи с нормами, предусматривающими возможность конвалидации недействительных сделок, позволит предотвратить случаи неоправданного применения рассматриваемого механизма.
Предметом изучения являются теоретико-методические подходы к исследованию административно-правового обеспечения законности предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Научную новизну представляют положения, согласно которым под законностью (правомерностью) предпринимательской деятельности в Российской Федерации предложено понимать узаконивание (предоставление в законную силу) предпринимательской деятельности, осуществляемой со стороны зарегистрированных должным образом субъектов хозяйствования, т. е. фактическое получение последними права на осуществление предпринимательской деятельности в порядке, который устанавливается, опираясь на конституционно закрепленное право каждого на осуществление такого вида экономической деятельности, а также общие принципы хозяйствования, определенные законодательством Российской Федерации. В статье на основе анализа законодательной и научной базы установлено, что законность предпринимательской деятельности непосредственно влияет на конкурентоспособность экономики страны, насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами национального производства, обеспечение социальной и имущественной защиты граждан, завоевание зарубежных рынков, расширение мирового экономического влияния, квалифицированную работу аппарата управления в сфере административно-правового регулирования указанной отрасли. В работе систематизированы учетно-легализирующие режимы как отдельные виды административно-правовых субъектов предпринимательства по признаку целеустремленности, которые определяют и подтверждают законность или правомерность, т. е. закрепляют особенности регистрации юридических и физических лиц, а также регламентации нормативных требований к указанному виду хозяйственной деятельности. В работе рассмотрена сущность стандартизации и сертификации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательской деятельности; регистрации участников внешнеторговой деятельности; квотирования экспорта и импорта; защиты от недобросовестной конкуренции.
Срок исковой давности как правовой институт призван дисциплинировать участников правоотношений в вопросах своевременности внесения платежей и исполнения обязательств, а также обращения за судебным разрешением возникающих споров. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право подлежит защите. В статье исследованы общие положения о сроке исковой давности в гражданском процессе, а также рассмотрены последствия пропуска срока исковой давности. Выявлены уважительные причины, при которых срок исковой давности может быть восстановлен. К таковым автор относит следующие факторы: длительная и тяжелая болезнь; неграмотность; беспомощное состояние. Отмечается, что точный перечень уважительных причин в законе не обозначен. В этом случае решение по вопросу возлагается на судью и зависит только от его усмотрения. Также в статье обозначается, что в отличие от приостановления, прерывание течения сроков влечет за собой его отсчет заново. В заключение приводятся обобщающие выводы и предложения по решению выявленных проблем, в частности, предлагается определить круг лиц, имеющих право заявлять о применении исковой давности на законодательном уровне. Предмет исследования составили нормативные правовые акты, процессуальные аспекты, регулирующие последствия пропуска сроков исковой давности в гражданском процессе Российской Федерации. В работе были использованы методы обобщения, диалектический, логический, системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой. Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется прежде всего в комплексном исследовании последствий пропуска сроков исковой давности в гражданском процессе. Элементы новизны проявляются также в выводах, сформулированных по результатам исследования, проводимого в статье.
В статье рассматривается правовое регулирование сноса объектов самовольного строительства по решению органов местного самоуправления. Автором осуществлен анализ практики применения пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассмотрено соотношение осуществления сноса в административном порядке и обозначенной в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации необходимости осуществления либерализации правового режима самовольных построек. Исследован вопрос о соблюдении конституционного принципа разделения властей при реализации предоставленного органам местного самоуправления права принимать самостоятельные решения о сносе самовольных строений. Автором изучено развитие правового регулирования сноса объектов самовольного строительства в административном порядке. Определены критерии допустимости административного сноса с учетом необходимости оперативного устранения нарушения прав граждан и соблюдения баланса частных и публичных интересов. Рассмотрен вопрос обоснованности предоставления органам местного самоуправления права принимать решения о сносе самовольной постройки с учетом существования возможности признания в судебном порядке права собственности на объект самовольного строительства. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок принятия органами местного самоуправления решений о сносе, а также решений о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями объектов самовольного строительства.
В статье исследуются вопросы соотношения категорий метода и способа правового регулирования в измерении гражданского права. На основе анализа положений законодательства и правовой доктрины автор приходит к выводу, что представление об унифицированном методе правового регулирования, не учитывающего специфику конкретных отраслей права, и его отождествление с категорией способа правового регулирования являются контрпродуктивными. Приоритетное значение принадлежит не способу, а методу правового регулирования, который выступает признаком разграничения целых отраслей права, отражает их сущность и определяет вектор развития. Обосновывается, что в силу дозволительного характера гражданского права, системообразующей роли управомочивающих норм в его структуре и содержании гражданско-правовой метод должен пониматься дифференцированно как совокупность способов правового регулирования (дозволения, запрета и обязывания), определенная комбинация которых (но при первенстве дозволения) проявляет специфику функционирования метода координации, направленного на установление и гарантию юридического равенства участников гражданских правоотношений и обеспечение автономии их воли.
В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы противодействия теневой экономике в России c помощью применения публично-правовых способов воздействия. Целью данной работы является выявление наиболее эффективных методов противодействия теневой экономике в стране, а также проведение анализа текущей ситуации в теневом секторе и его влияние на национальное благосостояние. В работе были использованы следующие методы: логический, исторический, сравнительно-правовой, аналитический, статистико-экономический, метод экономического анализа. За основу статистических исследований были взяты данные из нескольких официальных источников для минимизации расхождения результатов. Была выдвинута гипотеза об отрицательном влиянии теневого сектора как главного фактора негативного воздействия на благосостояние страны и национальную экономику. На основе анализа опыта противодействия теневой экономике в России и в зарубежных странах были выработаны методы воздействия на теневой сектор. Научная новизна данной работы заключается в создании практических методов, направленных на сокращение доли теневой экономики от ВВП России.