В статье приведены основные результаты исследования особенностей развития правового обеспечения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в Евросоюзе с учетом морально-этических норм, обязательных для соблюдения в ЕС. Предметом исследования послужили отношения, возникающие между разработчиками, производителями и распространителями технологий ИИ, с одной стороны, и пользователями (физлицами и организациями) указанных технологий – с другой. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и др. Научную новизну исследования составили выводы, в соответствии с которыми, предложенный Еврокомиссией регламент по регулированию ИИ представляет собой пока только дополнение к многоцелевой программе цифрового законодательства, которую Евросоюз анонсировал пошагово, начиная с 2019 г. Комиссией осознанно позиционируется это регулирование ИИ как мера защиты европейских ценностей от менее скрупулезных разработчиков ИИ в КНР. Несмотря на ряд вышеперечисленных недостатков, проанализированный Проект Регламента является всеобъемлющим, продуманным началом правотворческого и законодательного процесса в Европе и может стать основой для глобального сотрудничества в покрытии общей нормативно-правовой сетью важных новых и инновационных технологий. При этом постепенное сближение европейского и американского подходов к регулированию ИИ в ближайшие годы может привести к созданию ЕС и США Совета по торговле и технологиям, а также выработке совместного соглашения о регулировании ИИ. Тем не менее США пока не выразили свою готовность признать сформулированное Евросоюзом определение ИИ системой высокого уровня рисков, а также разработанные в ЕС детализированную систему оценки соответствия и подход к всеобъемлющему регулированию ИИ. В связи с этим представляется целесообразным перенести вышеозначенные подходы, выработанные в ЕС, на государства – члены ЕАЭС с последующей их консолидацией с правилами Евросоюза, что позволит создать евразийскую систему безопасности ИИ, которая впоследствии может перерасти в универсальную систему, например, под эгидой ООН.
Статья посвящена проблематике правового регулирования смарт-контрактов и специфике виртуальных правоотношений в современном российском законодательстве. В статье представлены ключевые проблемы использования смарт-контрактов («умных контрактов») в предпринимательской деятельности на современном этапе становления и развития цифровых правоотношений (технологий) в рамках цифровой экономики.
На основе обоснования перспективы развития смарт-контрактов, их места в системе виртуальных и традиционных гражданско-правовых договоров в статье определены предметы и объекты правового регулирования на базе платформы блокчейн, хешграф, эфириум и иных инновационных платформ. Выявлены как сильные, так и слабые стороны в практике применения смарт-контрактов, определены их структура и функции, обоснованы проблемы и пути совершенствования законодательства в сфере инновации и цифровизации предпринимательской деятельности. Дана общая характеристика правовой среды в системе виртуальных сделок.
В том числе выявлены причины отсутствия должного правового регулирования использования смарт-контрактов в предпринимательской деятельности и представлена научно-практическая оценка возможных рисков и коллизий их применения. Особое значение уделено законодательным основам в области функционирования криптовалюты, токенов и иных цифровых активов в законодательной практике Российской Федерации и определены перспективы их совершенствования. Сделаны практические выводы о необходимости отработки алгоритма в области юридической техники по виртуальным контрактам, правовому статусу криптовалют и известных цифровых платформ.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
В статье автор анализирует проблему соотношения частных и публичных интересов с позиции нахождения баланса их обеспечения и делает вывод о том, что частные и публичные интересы настолько взаимосвязаны, что отсутствие надлежащей защиты одних или других приведет к дестабилизации развития экономики страны в целом. Учитывая комплексный характер предпринимательского законодательства, основная задача государства в правовом регулировании предпринимательских отношений заключается в отражении в нормативном материале разумного баланса публичных и частных интересов, в том числе установления законодательных ограничений осуществления предпринимательства в целях обеспечения публичных интересов. При этом, исследовав вопрос о возможности установления приоритета частного интереса над публичным или наоборот, автор обосновывает основополагающий критерий обеспечения баланса частных и публичных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности: частные интересы субъекта предпринимательской деятельности, обеспечиваемые диспозитивными началами предпринимательского права, являются априори приоритетными по отношению к публичным интересам и могут быть ограничены посредством императивных норм публичного-правового характера только в той мере, в какой это необходимо для недопущения нарушения публичных интересов. Учитывая, что рынок без сильного
государства может привести к негативным последствиям в виде подмены государственной власти нерегулируемым крупным бизнесом, что спровоцирует экономический и социальный упадок, в статье отмечена невозможность минимизации участия государства в регулировании предпринимательской деятельности, основная задача которого заключается в создании условий для эффективного развития предпринимательства, реализации принципа свободы предпринимательской деятельности, обеспечения защиты субъектов предпринимательской деятельности. При этом в период социально-экономического кризиса в правовом регулировании предпринимательской деятельности должны быть усилены публично-правовые начала.
Государственно-частное партнерство является важнейшим инструментом участия бизнеса в решении социальных задач и реализации приоритетных проектов в период восстановительного роста экономики в условиях выхода из кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Взаимовыгодное сотрудничество бизнес-сообщества и публично-правовых образований несет мультипликативный эффект, способный в короткий период времени восстановить смежные отрасли народного хозяйства. При этом органы государственной власти должны обеспечить соответствующие институциональные условия, включающие общегосударственную политику, нормативное правовое регулирование и создание институтов развития государственно-частного партнерства. В статье отражены результаты исследования, целью которого является изучение институциональных основ взаимодействия государства и бизнеса при реализации приоритетных проектов развития экономики. Предметом исследования являются институциональные условия формирования и развития государственно-частного партнерства в России. Исследование построено на сочетании общенаучных междисциплинарных и специализированных экономических методов, таких как анализ, синтез, научная аналогия, индуктивный, дедуктивный методы, структурный анализ. В результате была проанализирована нормативная правовая база государственно-частного партнерства, выявлены основные этапы ее становления и развития, а также определена роль институтов развития в эффективной реализации ГЧП-проектов в России.
В статье анализируются перспективы построения на территории Российской Федерации инновационной экономики в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№ 316. Отмечается некоторая неприспособленность для разработки модели инновационной экономики, господствующей в настоящее время в экономической науке неоклассической экономической теории, рассматривающей экономическую систему, в которой «экономический человек» стремится минимизировать расходы и максимизировать доход. В качестве теоретической основы модели инновационной экономики предлагается применить институциональную экономическую теорию как наиболее перспективное направление развития экономической науки, использующей методологию, соответствующую современному уровню государственного управления. При этом автор отмечает, что институциональная экономическая теория в основе своей была разработана учеными, работающими в государствах с англосаксонской системой права, что отразилось на сделанных учеными выводах и не в полной мере применимо в Российской Федерации с романо-германской системой права. Автором обосновывается утверждение о том, что в рамках институциональной экономической теории наиболее значимыми социальными институтами, оказывающими влияние на направления экономического развития, являются политическая система и система права. В странах с романо-германской системой права преобладающее значение имеют формальные институты, а выбор экономических агентов, сам факт выполнения легализованных государством программ, во многом зависит от уровня правовой культуры населения России. Автор констатирует перспективность дальнейшего совершенствования институциональной экономической теории применительно к романо-германской системе права в качестве теоретической основы построения инновационной экономики и введения в инновационную экономику в качестве средства расчетов и инвестиций криптовалюты. В процессе анализа применялись такие общенаучные и частнонаучные методы познания, как диалектический, исторический, системный анализ, индукция, а также использование межпредметных (междисциплинарных) связей.
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ 
В статье приведены результаты исследования особенностей становления и развития гражданско-правового обеспечения системы высшего образования Соединенных Штатов Америки во взаимосвязи с обеспечением личной безопасности субъектов образовательной деятельности, что позволило гармонично адаптировать под себя германскую модель исследовательских университетов и начать занимать высокие места в международных рейтингах. Предметом исследования послужили отношения, возникающие в период становления системы высшего образования США в процессе реализации гражданско-правовых и административно-правовых отношений между руководством (администрацией) американских университетов и колледжей, с одной стороны, и студентами и персоналом – с другой, а также между штатами и университетами (колледжами).
В процессе проведения исследования были использованы логический, аналитический, историко-правовой, эмпирический инструментальный методы, а также метод стратегического управления и другие основные методы познания объективной реальности в рассматриваемой юридической области. Научную новизну исследования составили новационные подходы к разрешению проблемных вопросов гражданско-правового обеспечения системы высшего образования в США на стадии ее становления, результатами которых стали следующие основные выводы. Во-первых, на ранних стадиях развития система высшего образования США жестко не регулировалась со стороны государственных институтов и развивалась преимущественно в соответствии с нормами гражданского права, экстраполированными из сложившихся в Европе правовых семей. Вопросы личной безопасности субъектов образовательной деятельности в сфере деятельности организаций США, предоставлявших услуги в области высшего образования, регулировались преимущественно гражданско-правовыми нормами, вырабатываемыми образовательными организациями самостоятельно, являвшимися не только де-факто-, но и де-юре-корпорациями. Во-вторых, система безопасности, в том числе личной, субъектов образовательной деятельности в США изначально не была сформирована должным образом, что послужило причиной достаточно большого количества трагедий, происходящих в последние десятилетия в американских колледжах и университетах. Единственной новацией в сфере обеспечения, в частности, экологической безопасности можно считать решение новой администрации США начать вакцинацию физических лиц – субъектов образовательной деятельности от коронавирусной инфекции, что объективно было вызвано серьезной эпидемиологической угрозой общемирового значения.
В статье автор анализирует государственный механизм управления и нормативно-правовое регулирование порядка функционирования японского инвестиционного рынка. Источниковедческую базу исследования составили материалы зарубежных и отечественных авторов в области финансово-правовых наук. Методологию исследования составили такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, диалектический, системно-структурный и др. Отмечается, что Япония обладает одной из самых развитых и крупнейших экономик в мире, является третьим по величине инвестором. Несмотря на это, иностранный капитал в ее национальной экономике играет незначительную роль. Специалисты отмечают явную диспропорцию между инвестиционной активностью японских ТНК и традиционной закрытостью внутреннего рынка от иностранного вмешательства, что связано с особенностями политики послевоенного периода восстановления и модернизации разрушенной Второй мировой войной экономики Японии за счет полной концентрации на развитии внутреннего рынка. Показано, что постепенная либерализация инвестиционной политики правительства Японии привела к тому, что начиная с 2018 г. ужесточились правила об иностранных инвестициях в контексте политики США по сдерживанию Китая и предотвращению утечки передовых технологий в зарубежные страны. Автором показано, что нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность Японии, была принята в послевоенные годы и действует по настоящее время со значительными поправками. Обоснован вывод, что система японского инвестиционного законодательства достаточно развита и затрагивает множество отраслей экономики. Правила иностранных инвестиций Японии в целом находятся в рамках закона от 1 декабря 1949 г. № 228 «Об иностранной валюте и внешней торговле» и правилах, основанных на отдельных законах. В заключение резюмируется, что правительством Японии для иностранного инвестора определен разрешительный и уведомительный режим допуска на внутренний рынок страны. При этом разрешительная система регулирования инвестиционной деятельности распространяется на отрасли японской экономики, обеспечивающие ее национальную безопасность.
В статье рассмотрен контур проблем, связанных с потенциальным установлением правовой охраны результатов «интеллектуальной» деятельности, генерируемых системами искусственного интеллекта. Автором подчеркивается, что установление охраны не является на данный момент чем-то неизбежным, но оценивается как вероятностное событие. В этой связи на основе исследований с использованием прогностического метода и метода правового моделирования сформулированы возможные пути решения обозначенных проблем.
Вместе с активным развитием технологий совершенствуются и различные способы получения плагиата, однако часто возникают проблемы, связанные с его выявлением. В статье на примере решения суда по делу Williams v. Bridgeport Music поднимается проблема соотношения заимствования и творческого труда. Случается, что при наличии совпадения нот утверждают, что обнаружен плагиат. Это в корне неверно, потому что не учитываются в какой-то степени субъективная сторона содеянного, мотивы и способы создания произведения. Такие поспешные выводы могут повлечь за собой множество злоупотреблений и нарушений. Необходимо видеть разницу между простым техническим копированием с изменением темпа и тональности, чтобы отвести от себя подозрение, от иных мотивов, касающихся именно творческого процесса, иначе развитие музыки будет приторможено. Был сделан вывод о необходимости для суда исходить из обстоятельств дела и отношения автора спорного произведения к своей работе, а не только опираться на проведенную экспертизу. Новизна работы заключается в том, что до сих пор существует спор о квалификации заимствований, а также отсутствуют исследования с анализом и российского, и иностранного, и международного права, доктрины и судебной практики, в том числе с уклоном на международное частное право.
ПЛЕХАНОВСКАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 
Бурное развитие корпоративного права в современном мире делает корпоративное управление важнейшим аспектом успешности нынешних компаний. Корпоративный активизм или акционерный активизм подразумевается как часть системы корпоративного управления. Изменения в компании, наступившие в результате успешных действий акционеров-активистов, повышают стоимость акций, а следовательно, достигается общая цель – благоденствие компании. Однако изменения часто касаются именно неэффективного менеджмента, который в результате перестановок в корпорации смещается. Тем не менее корпоративный активизм можно считать механизмом, который призван если не уменьшить, то уж точно уравновесить акционеров и правление. Вместе с тем предметом данной работы является сравнительно-правовое исследование корпоративного активизма в США, Великобритании, Германии и Российской Федерации. Автором рассмотрены элементы корпоративного активизма, его цели, а также проведена параллель между теоретическими аспектами и практическим применением правил об акционерном активизме в мире. В статье исследуется состоятельность этого института в странах континентальной правовой модели, в частности в Германии и России. Особое внимание уделено перспективам развития корпоративного активизма в России. Сформулированы выводы о роли корпоративного активизма в деятельности корпораций в указанных юрисдикциях.
В заключение сделан вывод об эффективности корпоративного активизма в странах англосаксонской правовой модели и о недостаточной проработанности норм и его слабом влиянии на корпоративное управление в Германии и Российской Федерации.
В эпоху стремительного развития и цифровизации государства, а также ввиду запроса общества на потребность в правовом регулировании и защите своих интересов определяется и соответствующий вектор национальных стратегических направлений для юриспруденции, тем самым обуславливая актуальность тематики научной статьи. Автор обращает внимание на тот факт, что современное состояние научных трудов, которые описывают исторический аспект, повлиявший на становление правового регулирования гражданских отношений в процессах цифровой трансформации общества, весьма малозначительно. Данный факт крайне отрицательно влияет на комплексное изучение, а также анализ в целом такого феномена, как цифровая трансформация, и проблематики, складывающейся вокруг него в контексте юриспруденции, что как итог не позволяет законодательной власти качественно регулировать группу описываемых общественных отношений. В статье автор предпринимает попытку устранить существующие теоретические пробелы, исследует исторические предпосылки становления гражданских отношений, связанных с цифровой трансформацией общества на современном этапе (через призму выявленных возможных путей и результатов развития промышленной революции на основании изучения тщательно исследованных данных по теории циклов Н. Д. Кондратьева). Также затрагивается тема стратегической роли исторических предпосылок, которые позволили законодательной власти сформировать детальное понимание о таком сложном экономико-правовом явлении современности, как цифровая трансформация. Гипотеза о промышленной революции, которая была сформулирована Н. Д. Кондратьевым, получила международное признание ученых, а также позволила не только повлиять на становление современных экономических отношений, но и оказала существенное влияние на становление национального гражданско-правового регулирования общественных отношений, возникающих в сети Интернет, а также при использовании цифровых и высоких технологий. Автор новаторски подходит к совокупности продуктов цифровой трансформации: сети Интернет, цифровых и высоких технологий, результатом чего является ряд инновационных для научного сообщества понятий цифровых правоотношений, цифровой среды (сеть Интернет). Такой подход способен повысить градус научной дискуссии и развить процессы совершенствования фундаментальных начал гражданско-правовых отношений в исследуемой сфере.
В статье анализируются теоретические и правоприменительные аспекты института совместного завещания супругов c учетом законодательной конструкции единоличного завещания. В качестве источников исследования выступают гражданское законодательство Российской Федерации, Австрии, Германии и ряда иных государств, достижения доктрины и практика реализации изучаемого явления. Цель работы – систематизация достижений доктрины по различным аспектам института совместного завещания супругов и создание собственной научной позиции относительно перспектив его развития. Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с определением супругами по совместному завещанию соответствующих прав и обязанностей для наследника. В ходе исследования использовались диалектический метод познания действительности, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой и общенаучные методы анализа, синтеза и аналогии, а также методы системного толкования закона и правового моделирования. Автором предлагаются новые способы решения выявленных проблем посредством внесения изменений в ГК РФ, что, согласно разрабатываемой концепции, должно основываться на опыте закрепления и реализации соответствующих норм в Германии (это обосновано сходством правовых систем данных государств и прогрессивностью многих положений Германского гражданского уложения 1896 г.). В частности, установлено, что императивная норма об утрате силы совместного завещания в случае признания брака недействительным после смерти одного из супругов необоснованно противоречит интересам добросовестного супруга, потому предложено дополнить ГК РФ нормами, которые бы предоставили суду возможность сохранить в силе такое завещание. В связи с этим рекомендовано российскому законодателю скорректировать легальную конструкцию исследуемого института дозволением составления совместного завещания супругов в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе с учетом § 2266 Германского гражданского уложения 1896 г.