В статье рассматривается проблема официальной легитимизации правового статуса самозанятого гражданина Российской Федерации, определение его правосубъектности. Считая, что эта правосубъектность не может базироваться исключительно на нормах налогового законодательства, автор, придя к выводу о том, что самозанятое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, обосновывает положение, согласно которому самозанятое лицо – это субъект предпринимательского права. Его правовой статус должен определяться специальным федеральным законом, как это сделано в отношении иных предпринимательских структур, не обладающих правами юридического лица. Кроме того, соответствующее – самостоятельное – место он должен занять в ГК РФ в подразделе 2 «Лица». Тем самым будет легализован качественно новый субъект предпринимательского законодательства.
Проблемы возмещения вреда, причиненного в результате деятельности органов государственной власти, имеют ключевое значение для института гражданско-правовой ответственности ввиду их компенсационной (восстановительной) направленности. Однако до настоящего времени проблемы определения условий наступления гражданско-правовой ответственности вызывают бурные дискуссии в научной литературе и неоднозначное толкование в судебной практике. Особое внимание в данной статье уделяется вине, как основанию гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами государственной власти. В заключение формулируется вывод о том, что наличие вины не является необходимым условием гражданско-правовой ответственности, а является фактором, влияющим на определение размера возмещения вреда (вплоть до отказа в возмещении). Условиями наступления гражданско-правовой ответственности для органов государственной власти являются наличие вреда и деяние субъекта (независимо от их характера – правомерное и противоправное).
В современный период развития процессов глобализации и цифровизации экономики российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, несмотря на то что немалая часть таких организаций осуществляет в том числе научную деятельность, прямо не отнесены к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), что в свою очередь является определенного рода недостатком Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Особенно важным это является в связи со все большим возрастанием числа киберугроз, в том числе в отношении субъектов образовательной деятельности. Предметом исследования являются основные подходы к гражданско-правовому регулированию вопросов обеспечения кибербезопасности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и сотрудничающих с ними лиц прежде всего в целях безопасного использования результатов образовательных услуг. Методика исследования основана на определении и раскрытии основных правил правового обеспечения вопросов кибербезопасности в целом и образовательной среде в частности. Научную новизну исследования определяют предложенные автором гражданско-правовые подходы к локальному нормативному обеспечению кибербезопасности субъектов образовательной деятельности. В статье также проводится сравнительно-правовое исследование основополагающих нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ряда индустриально развитых стран мира.
В статье дан краткий обзор российского законодательства о защите прав интеллектуальной собственности на объекты, расположенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данный анализ направлен на выявление и описание способов борьбы с наиболее распространенной категорией авторских правонарушений в сети Интернет – цифровым пиратством, распространение которого обусловлено стремительным развитием Интернета. Предметом исследования стали нормы гражданского законодательства Российской Федерации, включающие как статьи Гражданского кодекса, так и ссылки на принятые в соответствии с ним законы. Гражданский кодекс содержит традиционные средства защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусматривает новые способы предотвращения нарушений интеллектуальных прав в цифровой среде. В статье подробно описаны процедуры ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских прав; ограничения на постоянной основе доступа к сайту; блокировки сайтов, сходных до степени смешения с сайтом в сети Интернет, доступ к которому ограничен на постоянной основе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что несмотря на наличие в законодательстве Российской Федерации различных мер, направленных на защиту исключительных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, существует ряд нерешенных вопросов.
При изучении истории становления права обнаружено, что институт компенсации морального вреда является относительно новым для российского законодательства. Еще с древнейших времен в общественном сознании с формированием понятий «добро» и «зло» возникают моральные требования к отдельному человеку со стороны общества. В то время человек не выделялся из племени, в связи с этим аморальное поведение рассматривалось как причинение оскорбления не только роду в целом, но и всему племени. Первые упоминания об этом институте в законодательстве Древней Руси можно найти в Своде законов «Русская правда». Однако при анализе норм права Древнего Рима можно сделать вывод, что данный институт был реципирован в Древнерусское законодательство. В ходе исследования автором проведен анализ правовых актов, регулирующих институт компенсации морального вреда в России со времен возникновения Древнерусского государства. В связи с этим автором поставлена цель – исследовать исторический путь становления и развития института компенсации морального вреда как способа защиты имущественных прав, в том числе его рецепция из права Древнего Рима. Методологическую основу составляют совокупность таких методов, как историко-правовой, системный анализ, а также сравнительно-правовой метод. Результатом исследования является законодательная инициатива – внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее институт компенсации морального вреда и применение данного способа для защиты любого нарушенного имущественного права гражданина.
Статья посвящена проблеме информационной асимметрии в сфере корпоративного управления как проявлению экономического оппортунизма при назначении и осуществлении деятельности единоличного исполнительного органа корпоративных организаций. В работе дан обзор и проведен анализ существующих правовых механизмов и комплексных правовых институтов, направленных на обеспечение интересов акционеров при причинении убытков по вине исполнительных органов корпорации. Даны предложения как известных и используемых в смежных правовых подотраслях предпринимательского права способов обеспечения обязательств из возможного или причиненного интересам акционеров вреда, вызванного недобросовестным либо неквалифицированным поведением менеджмента, так и принципиально новых механизмов. К первым можно отнести ипотеку личного имущества директора, а также залог принадлежащих ему ценных бумаг или долей участия в иных коммерческих организациях. В работе рассмотрены особенности правового обеспечения таких сделок применительно к расстраиваемым правовым отношениям между акционерами и наемным менеджментом. Ко вторым можно отнести различные виды рекомендаций, как обеспеченных имущественными гарантиями рекомендующего за рекомендуемого, так и выражающих лишь личное профессиональное или авторитетное по иным причинам суждение лица, дающего характеристику; введено понятие «ответственной рекомендации». Также рассмотрены возможности использования для обеспечения интересов участников хозяйственных обществ таких правовых институтов, как страхование профессиональной ответственности директора, создание специальных компенсационных фондов наемных директоров, использование счетов эскроу и номинальных счетов, проанализированы достоинства и недостатки отдельных способов, особенности использования в описываемой сфере. Полученные результаты могут быть использованы, как в практике государственного или муниципального управления публичной собственностью, так и холдингами, основанными на частном капитале.
В статье анализируется правовое регулирование одного из видов ограниченных вещных прав на земельные участки – сервитута. Особое внимание уделено Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации 2009 года, которая предполагает ряд нововведений, касающихся сервитута. Проведенное исследование позволило автору сформулировать ряд выводов. В частности, предложено закрепить в ГК РФ принципиально важную норму об установлении сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; предлагается по общему правилу сделать сервитут платным, в то время как безвозмездный сервитут может быть установлен соглашением сторон. Рассматривая один из сложных вопросов при установлении сервитута в судебном порядке – вопрос определения размера платы за пользование чужим земельным участком, – автор говорит о необходимости уточнения на уровне закона критериев определения соразмерности платы за пользование чужим земельным участком, а также разработки детального механизма ее исчисления.
В статье авторами анализируются актуальные проблемы, связанные с практикой применения тех изменений в Гражданском кодексе РФ, которые были юридически внесены в 2015 г., но фактически стали применяться только с 2018 г. Поводом к этому послужили ряд судебных решений, о которых авторы также упоминают в статье. Авторами подробно рассматривается появившийся в июне 2015 г. в российском Гражданском кодексе инструмент (ст. 308.3), заимствованный из французского права – астрент – неустойка за неисполнение должником обязательства, установленного судебным актом. Выявляются и рассматриваются особенности российского аналога астрента, практика его применения и процесс развития. С применением нового правового института, который появился в российском законодательстве три года назад, продолжают возникать проблемы. Участники разбирательств не всегда знают, как именно нужно требовать взыскание нового вида неустойки. Авторы статьи делают вывод о том, что появление нового правового института в гражданском законодательстве России предоставляет дополнительные гарантии добросовестным участникам гражданского делового оборота в реализации своих прав. В статье авторы рассматривают особенности применения неустойки в иностранном законодательстве. Проводятся аналогии между законодательствами Франции, Италии и Испании.
В статье определяются характерные качественные признаки договора пожизненного содержания в исследуемом соотношении с договором ренты. Задачи: рассмотреть и проанализировать понятие ренты и ее сущности, специфику и особенности договора пожизненного содержания; проанализировать существующие виды рентных договоров, выступающих в качестве договорного типа, на основе научно-теоретического понимания правовых институтов. Методом исследования выступает анализ отличительных свойств (признаков, особенностей) договора ренты и договора пожизненного содержания, основанный на теории гражданского права, законодательстве и юридической практике. Результаты проведенного исследования позволяют определить общие и отличительные черты между договором ренты и договором пожизненного содержания с иждивением, установить место последнего договора в системе рентных договоров. Автор в своем исследовании приходит к выводу о том, что договору пожизненного содержания с иждивением характерны качественные признаки – отнесение данного договора к разновидности договоров ренты (ст. 583, 601 ГК РФ). С большинством отличительных свойств (признаков) договора пожизненного содержания от договора ренты автор соглашается, так как они основаны на теории гражданского права, законодательстве и юридической практике. Тем не менее некоторые из отмеченных атрибутивных качеств исследуемого вида договора нуждаются в дополнительной характеристике, а именно такие универсальные принципы гражданского права, как добросовестность и разумность (п. 3 602 ГК РФ).
Сроки представляют собой традиционный гражданско-правовой институт, значение которого трудно переоценить в современных условиях, отличающихся свободой участников гражданского оборота в приобретении и осуществлении гражданских прав и обязанностей, расширением диспозитивности гражданско-правового регулирования. В статье рассмотрены отдельные проблемы применения сроков исковой давности. Выявлены существующие проблемы в рассматриваемой области и констатируется необходимость концентрации пристального внимания юристов на них с целью нахождения баланса между интересами правовой определенности и справедливости и поиска системного решения указанных проблем. Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, процессуальные аспекты, регулирующие институт исковой давности, в том числе порядок применения срока давности, его исчисление, момент начала течения, регламент применения срока исковой давности в гражданском процессе, значение срока исковой давности для процессуальных правоотношений. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как, анализ, сравнение, обобщение, также широко применялись системно-структурный и формально-логический методы. Новизна исследования состоит в том, что исследовательская деятельность института исковой давности рассматривается после определения ВС РФ позиций о вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности.
Используя методы комплексного и системного анализа во взаимосвязи с иными институтами гражданско- го права исследуются вопросы понятия, правовой природы корпоративного договора, его места в системе договоров, предмета, субъектного состава. Автор рассматривает корпоративный договор как разновидность нормодоговора, в котором содержатся положения, регулирующие деятельность по управлению делами корпорации. Это, по мнению автора, сближает его с договором простого товарищества. Производится соотношение корпоративного договора с иными корпоративными документами организационного характера. Сделан вывод о том, что устав корпорации и корпоративный договор обладают неравной юридической силой. В связи с чем автором вносятся предложения по изменению действующего законодательства. Проводя краткий компаративный анализ (метод сравнительного правоведения) с законодательством некоторых зарубежных стран, автор приходит к выводу, что положения действующего российского законодательства о корпоративном договоре имеют больше схожих черт с институтом корпоративного договора в странах с континентальной правовой системой. Научная новизна исследования заключается в изучении института корпоративного договора с учетом его организационного характера, а также, в авторских рекомендациях по совершенствованию законодательства.
В данной статье рассматриваются особенности приватизации земельных участков гражданами Российской Федерации. Особое внимание акцентируется на действующем законодательстве Российской Федерации, которое регулирует процессы приватизации земельных участков физическими лицами. Государственное регулирование приватизации заключается в детальном законодательном установлении случаев бесплатного и платного приобретения права собственности, его процедуры, сроков, ограничений на приватизацию некоторых земельных участков, установления системы компетентных органов власти, которые участвуют в процессах приватизации. В работе выделяются и описываются характерные особенности безвозмездной передачи земельных участков гражданам. Изучены особенности правил ценообразования при продаже земельных участков без проведения торгов физическим лицам. Кроме того, в статье выявлены преимущества и недостатки приватизации земельных участков физическими лицами. Особое внимание уделяется основным этапам приватизации земельных участков физическими лицами. В работе изучена судебная практика по вопросам применения законодательства о приватизации земельных участков, в частности, детально рассмотрены примеры нарушения прав граждан на получение в собственность земельного участка на бесплатной основе, а также случаи перехода права собственности, когда приватизация земельных участков была изначально запрещена.
Традиционными для Российской Федерации явлениями остаются недостаточно высокий уровень правовой культуры и относительно высокая степень конфликтности. Медиация – одна из эффективных технологий, направленная на разрешение противоречия между спорящими сторонами с помощью третьей, нейтральной стороны, не заинтересованной в данном конфликте. В процессе своего становления медиация как самостоятельный институт проделала очень длинный путь. В разных странах этот поэтапный процесс развивался и развивается по-своему. Он вызывает научный интерес в силу актуальности изучаемой темы, а также в связи с возросшим интересом к процедуре, как со стороны общественности, так и со стороны научного сообщества. Наряду с этим множество граждан рассматривают институт медиации как объект, не заслуживающий их доверия. Многим кажется, что судебное решение является более весомым актом, чем определение о прекращении производства по делу. В представленной статье автором рассматриваются понятие и признаки медиации, особенности правового регулирования и порядок проведения. Также автор выявляет ведущие факторы и причины недостаточного развития медиации в России, предлагает меры по ее популяризации.
Статья посвящена проблеме инфраструктуры для социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество. Ее актуальность обусловлена сложившейся миграционной ситуацией. Автор анализирует документы планирования реализации государственной национальной политики на территории субъектов Российской Федерации в части касающейся адаптации и интеграции мигрантов. Содержащиеся в них мероприятия адаптационно-интеграционной направленности свидетельствуют о сформировавшемся позитивном прагматическом отношение к адаптации и интеграции как к инструменту стабилизации межнациональных отношений и оптимизации социально-экономических процессов (включая рынок труда). Наличие пробелов в федеральном законодательстве минимизирует и фрагментирует возможность создания соответствующей инфраструктуры. В этой связи очевидна избирательность региональной политики по отношению к различным группам иностранцев. Основная масса мероприятий направлена на социально-психологическую и культурно-языковую адаптацию детей мигрантов с целью их последующей интеграции в российское общество. Группы мероприятий также адресованы и отдельным категориям взрослых мигрантов (участники Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников; беженцы; высококвалифицированные специалисты; участники учебной миграции и некоторые др.). При этом отсутствуют механизмы адаптационной поддержки для самой многочисленной и отчасти проблемной категории – трудовых мигрантов. Инфраструктура для адаптации и интеграции мигрантов должна соответствовать миграционной ситуации, а также быть действенным инструментом реализации национальной и миграционной политики Российской Федерации. Для этого необходима выработка единого стратегического подхода, а также системы мер политико-правового и социально-экономического характера.
Автор статьи рассмотрел статус и роль конституционной судебной доктрины как средства и формы права. Судебная деятельность по принятию решений, имеющих значение прецедента, не является только индивидуальным решением. Серия прецедентов превращается в форму права. Помимо серии прецедентов устойчивость доктрины объясняется наличием единого подхода (доктринального метода как метода толкования и разрешения спора), извлекаемого из прецедентов. Автор связывает превращение судебной доктрины в источник права с необходимостью судебной интерпретации абстрактных положений Конституции США. Большое внимание в статье уделяется правовым аспектам экономической и социальной политики. Выделена конституционная судебная доктрина установления налогов и расходования налоговых поступлений. Автор приходит к выводу о ее циклической эволюции, прежде всего с точки зрения социальной обусловленности налоговой политики государства. Судебная деятельность и доктринальные методы модифицируются от защиты преимущественно частного интереса к защите общественного интереса. В настоящее время констатируется тенденция усиления частного интереса как основы конституционного регулирования. Вместе с тем доктрина налогообложения остается главным инструментом конституционной легитимации социального законодательства.
Вопросы организации бюджетного процесса восходят к проблеме воспроизводства государственной состоятельности. Между тем в среде участников бюджетного процесса не вполне осознана зависимость состоятельности государства от его эффективности, которая в свою очередь является функцией бюджетной политики и особенностей принятия решений по использованию общественных финансов. Требуют уточнения роль и место в бюджетной политике документов стратегического планирования, их соотношения с базовыми законами, непосредственно влияющими на бюджетную, налоговую, долговую политику. Не вполне ясно, какую роль в бюджетной политике должны играть национальные проекты и как они должны быть отражены в бюджетном процессе. В исследовании звеньев цепи таких зависимостей авторами использован неординарный подход. Оценка эффективности бюджетного процесса осуществляется с точки зрения его эргономичности на основе принципов прозрачности и стабильности. Оцениваются правовые условия, объем и состав федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год и плановый период, анализируются его текстовые статьи, количественный и качественный состав приложений. В качестве результатов исследования даются характеристики задач и инструментов достижения эргономичности федерального бюджетного процесса.
Настоящая статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов юридических механизмов введения в действие положений международных договоров в национальную систему права. Изучение указанных механизмов проводится с использованием методов общефилософского уровня (диалектического метода), методов общенаучного уровня (абстрагирование, анализ и синтез) и методов частно-научного уровня (формально-юридического, сравнительно-правового). В статье анализируются теоретические аспекты соотношения международного и национального права с позиций теорий монизма и дуализма и приводится классификация основных видов юридических механизмов введения в действие международных договоров. С учетом проведенного анализа основных видов юридических механизмов автором вводятся определения таких понятий юридических механизмов, как «трансформация», «имплементация» и «инкорпорация», а также проводится сравнение основных характеристик указанных юридических механизмов. Учет особенностей каждого из рассматриваемых юридических механизмов позволяет разработать синергетический метод осуществления международных договоров. Указанный метод основан на введении стадийности в законотворческий процесс и сочетании нескольких юридических механизмов (трансформации, имплементации, инкорпорации) при конструировании национальных правовых актов. Синергетический метод предлагается использовать в целях повышения качества конструируемых национальных правовых актов при введении в действие международных договоров.