УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Предметом статьи служили сведения «Краткой объяснительной записки къ заключенiю междувѣдомственной коммисiи…» и непосредственно ее два подраздела «Обязательныя постановленiя» и «Карательныя постановленiя», а также отдельные нормы «Проекта Устава Полицейскаго съ постатейными объяснениями», законодательных актов Российской империи, исследования ученых. В числе задач авторы видели необходимость раскрыть содержание двух видов (категорий) постановлений, которые были необходимы для поднятия авторитета и профессионализма не только полиции, освобождения ее от несвойственных функций, но и городских дум и земских собраний. Раскрыть содержание процедурных вопросов принятия обязательных и карательных постановлений, их принципиальные различия, представить процедурно-правовые вопросы реализации на практике обязательных постановлений через посредство принятия карательных. В качестве методов работы над различными источниками были выбраны анализ, обобщение, сравнение, аналогия, конкретизация, описание. Их совокупность позволила сделать авторские выводы, показать направленность обязательных и карательных постановлений, их роль в обеспечении благочиния, общественного порядка, изменении отношения граждан к обустройству мест проживания, соблюдению разумных правил общежития, обеспечивающих благоустройство, санитарию, общественную безопасность.
В статье анализируется сущность термина «технические средства» с целью формирования определения этого понятия в сфере уголовного судопроизводства. Обращается внимание на отсутствие официальной дефиниции, на основании чего сделан вывод о некоторых пробелах в нормативном регулировании этого явления. В то же время резюмируется, что универсального определения понятия «технические средства» для целей нормативного регулирования не требуется, так как это будет создавать препятствия для правильного восприятия и реализации явления. Действующее законодательство раскрывает данную терминологию применительно к различным сферам человеческой деятельности. По наблюдениям специалистов, уголовное судопроизводство в настоящее время находится на этапе цифровизации, призванной повысить эффективность деятельности его властных субъектов. В статье определены разнообразные возможности применения технических средств в рамках уголовного судопроизводства на основе анализа Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующего вопрос о правилах использования технических средств в различных ситуациях, возникающих в ходе предварительного расследования судебного разбирательства. Автор рассматривает перечень субъектов, наделенных правом использования технических средств, указывая, что законодатель достаточно избирательно подошел к регулированию данного вопроса. Исследуются критерии допустимости использования технических средств в уголовном судопроизводстве. С учетом задач, решаемых в ходе использования технических средств в уголовном судопроизводстве, предлагается авторское определение сущности этого понятия.
Статья посвящена законодательно закрепленному в российском праве принципу свободной оценки доказательств по уголовным делам, анализу правил такой оценки. Оценка доказательств есть необходимый элемент доказывания по уголовному делу. Оценка собранных доказательств осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных процессуальным законодательством. Понимая важность всестороннего, объективного рассмотрения всех обстоятельств дела, законодатель предусмотрел такие обязательные свойства доказательств, как допустимость, относимость, достоверность и достаточность доказательств в их совокупности. При этом закон не содержит определения самого понятия оценки доказательств, а также не раскрывает структуру и особенности оценки каждого из указанных свойств. В этой связи важно анализировать не только законодательные нормы, но и позицию высших судебных инстанций по вопросу оценки доказательств, имеющуюся судебную практику по уголовным делам. Отдельное внимание уделено исследованию понятия внутреннего убеждения, которое играет немаловажную роль в оценке доказательств.
В статье рассматриваются тактические и организационные вопросы проведения допроса лиц, являющихся участниками производства по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками коллекторских агентств в отношении должников и их родственников. Анализируются особенности этого следственного действия, обусловленные спецификой совершенного преступления. При этом наиболее важными источниками вербальной информации о расследуемом событии являются такие фигуранты, как потерпевшие и подозреваемые. На основании использования комплексного и информационно-аналитического метода обработки криминалистической информации, судебно-следственной практики, а также объективной оценки имеющихся в юридической литературе рекомендаций по производству допроса дается характеристика специфических особенностей его проведения в отношении каждой из категорий допрашиваемых. Знание этих особенностей позволяет, по мнению автора, добиться результативности данного следственного действия и получения значимой для расследования уголовного дела доказательственной информации. Обращается внимание на важность предварительной подготовки к допросу, предлагаются некоторые тактические приемы, направленные на нейтрализацию противодействия расследованию, в том числе с использованием помощи специалиста, привлеченного к участию в допросе. Делается вывод о том, что продуманное, тщательно подготовленное, своевременное и качественное проведение допроса на первоначальном этапе расследования рассматриваемой категории преступлений влияет на эффективность их раскрытия.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Статья посвящена содержанию понятия организационно-правовой формы юридического лица. Эволюция рыночной экономики определила необходимость коллективного объединения имущества и лиц для участия в гражданском обороте, развития института юридических лиц и правового регулирования форм, в которых они могут создаваться. Выбор организационно-правовой формы юридического лица – важнейший компонент процесса его создания. Организационно-правовая форма определяет основные характеристики будущей организации. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит солидный перечень организационно-правовых форм юридического лица. Эти законодательные конструкции должны служить достижению тех целей, ради которых создается юридическое лицо. В статье проводится анализ взглядов и подходов к организационно-правовой форме юридического лица и ее свойствам, позволяющим определить сущность понятия, а также приводится авторское определение организационно-правовой формы юридического лица. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза и сравнения, которые применялись при рассмотрении различных точек зрения в рассматриваемом вопросе; системный и формально-юридический метод использовался при анализе гражданско-правовых норм.
Статья посвящена вопросу существования охранительных правоотношений в российском праве. Рассматриваются связанные с ними теоретические представления, а также истоки возникновения самой теории охранительных правоотношений, начиная с воззрений дореволюционных представителей российской цивилистической науки. На основании комплексного теоретического анализа имеющихся в науке представлений о предмете исследования автором последовательно рассматривается идея о необходимости разграничения правоотношений на регулятивные и охранительные, где последние имеют особое функциональное назначение и нормативную основу в виде охранительных правовых норм. Охранительное правоотношение определяется именно правовой нормой, регламентирующей соответствующее общественное отношение. Рассматриваются взгляды ученых на специфику охранительных правоотношений, выделяются присущие им особенности. Сделан вывод о наличии специфических признаков охранительных гражданских правоотношений, позволяющих четко отграничивать их от регулятивных правоотношений.
В статье рассматривается продолжающий оставаться дискуссионным в науке гражданского права вопрос о субъектном составе договора суррогатного материнства. В этом отношении дана правовая оценка внесенным федеральным законодательством изменениям, касающимся требований к участникам такого договора. В процессе исследования использованы общенаучные методы теоретического анализа, обобщения и систематизации научных данных и судебной практики. На основании теоретического анализа обновившихся правовых предписаний федерального законодательства о суррогатном материнстве выявлены позитивные и негативные аспекты их применения на практике. Сделан вывод о том, что если изменения законодательства, отдающие приоритет в заключении договора о суррогатном материнстве лицам, состоящим в браке, и закрепившие запрет на его заключение иностранным гражданам, безусловно, следует отнести к положительным явлениям, то в отношении такого возможного участника договора суррогатного материнства, как одинокий мужчина, этого сказать нельзя. По мнению авторов, лишать одиноких мужчин как возможности создать семью, так и возможности продолжения рода явно несправедливо. Имеющиеся на практике случаи обращения одиноких мужчин к услугам вспомогательных репродуктивных технологий следует не игнорировать, а тщательно регламентировать для минимизации судебных споров по этому поводу, которые, исходя из анализа судебной практики, разрешаются в пользу одинокого отца.
В статье рассматриваются особенности абонентского договора как особой договорной конструкции. На основе анализа нормативного определения договора выявлены его признаки, дана юридическая характеристика. Определена сущность абонентского договора как особой договорной конструкции, применяемой при организации взаимоотношений субъектов гражданского оборота. Рассмотрено соотношение абонентского договора и других договоров, поименованных в Гражданском кодексе. Применение общенаучного системного метода позволило изучить положения об абонентских договорах как элементы целостной системы обязательственного права. На основе системного подхода к обязательственному праву исследованы особенности заключения абонентских договоров и выявлена специфика динамики вытекающих из них правоотношений. В целях развития российского законодательства, регулирующего вытекающие из абонентских договоров правоотношения, предлагается разработка и утверждение единого нормативного правового акта – Федерального закона «О договоре с исполнением по требованию (абонентском договоре)».
В статье автором поднимается вопрос о судьбе доли ликвидированного участника в другом действующем хозяйственном обществе. Российский закон об обществах с ограниченной ответственностью достаточно сложный, включает несколько механизмов того, как можно поступить с «осиротевшей» долей. При этом точного решения в законодательстве не существует, что может поставить практикующих юристов в тупик. В частности, исключение участника предполагает обращение с иском в суд к этому же участнику, который к тому времени уже ликвидирован, а также доказывание совершения таким участником действий, направленных против нормальной работы общества. Не всегда может помочь и обращение к арбитражному управляющему, так как этот порядок ограничен сроком и предполагает наличие волевых действий со стороны заинтересованных лиц. В случае, если учредитель такого ликвидированного участника заинтересован в реализации своих прав, алгоритм действий существует. Однако, если заинтересованные лица отсутствуют, то мы сталкиваемся с довольно затруднительной ситуацией, когда нет прямо установленного порядка действий участников действующего хозяйственного общества. Автор приходит к выводу о возможности принятия такой доли на баланс самого общества.
Личные неимущественные права носят индивидуальный неимущественный и абсолютный характер, принадлежат только человеку, а потому требуют особой защиты, отвечающей критериям эффективности и доступности. Нарушение личной сферы человека неизбежно оказывает влияние на его положение в обществе и собственное самоощущение. Компенсация морального вреда позволяет возместить потери лица при нарушении его неимущественных прав, нематериальных благ. Понятие морального вреда как физических и нравственных страданий не охватывает психоэмоциональные состояния потерпевшего, в нем не учитывается факт снижения качества жизни, что делает сферу применения компенсации ограниченной. Механизм компенсации вреда является несовершенным в части определения размера и реальности его возмещения. На практике компенсация морального вреда не всегда эффективно защищает личные неимущественные права, что выражает актуальность заявленной темы. Цель работы – выявить проблемы, возникающие при компенсации морального вреда, и предложить пути решения, применимые на практике. Задачи работы – проанализировать характеристики морального вреда, механизм его компенсации, проанализировать практику его применения и оценить результативность. В работе использованы как общие (анализ и синтез), так и специальные (сравнительный и формально-юридический) методы исследования.
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с защитой авторского права на объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Бурный рост и развитие технологий, развитие искусственного интеллекта и появление произведений искусства, научных и технических объектов, созданных с помощью технологий искусственного интеллекта, обусловили рост внимания ученых и практиков к вопросам защиты авторских прав на подобные объекты. Следует отметить, что существует значительное сходство между объектами, созданными с помощью искусственного интеллекта, и фонограммами. Кроме того, просматривается возможность использования для подобных объектов патентно-правового регулирования. В ситуации, когда новых норм законодательства для регулирования объектов, созданных с помощью искусственного интеллекта, не существует и не следует ожидать их создания в ближайшее время, возможно использовать данные правовые нормы с целью регулирования отношений в этой среде. В мировой практике появились уже примеры судебных разбирательств по подобным делам. Однако на настоящий момент в большинстве случаев искусственный интеллект не признается возможным автором произведений. Следует полагать, что в будущем такая ситуация может радикально измениться.
Целями данного исследования являются оценка целесообразности наделения искусственного интеллекта правосубъектностью и оценка возможности применения мер юридической ответственности к искусственному интеллекту. В статье изучается сущность технологии искусственного интеллекта, анализируются причины возникновения мнений о необходимости наделения искусственного интеллекта субъективными правами. В ходе исследования рассмотрены научные и официальные позиции юридической доктрины: обоснования правоведов, тенденция законодательной позиции Европейского Союза, практические примеры из зарубежного опыта, касающиеся вопросов наделения искусственного интеллекта правами и применения к нему мер ответственности. В результате проведенного исследования сделаны выводы об отнесении искусственного интеллекта к источникам повышенной опасности, нецелесообразности наделения искусственного интеллекта правосубъектностью и закрепления в отношении него мер ответственности, о необходимости технической проработки и законодательного закрепления механизмов контроля за деятельностью искусственного интеллекта и использующих его лиц.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Настоящая статья является своеобразным продолжением публикаций автора, посвященных проблематике соотношения права и религии, государства и церкви. В частности, в данной статье автор сквозь призму современных представлений теории права о понятии, видах и содержании правовой культуры исследует понятие религиозной правовой культуры, а также выделяет и рассматривает ее характерные признаки. Среди последних особое внимание уделяется синкретичности религиозных и правовых норм в едином механизме регулирования общественных отношений в условиях господства религиозного правосознания. Помимо этого, в статье показано значение религиозной правовой культуры и религиозного правосознания в историческом процессе развития социально-политического института права. При этом выделенные автором отличительные особенности религиозной правовой культуры проиллюстрированы соответствующими положениями как иудейского, так и мусульманского права в виде цитат из Священных Писаний – Пятикнижия Моисея (Торы) и Корана, а также их оценками и комментариями, содержащимися в научных трудах отечественных правоведов (теоретиков и историков права) и христианских богословов – библеистов. Отдельное внимание уделено автором особенностям религиозного правосознания и их проявлениям на уровнях интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов.
В статье анализируются особенности гностического отношения к этике светского права и догматики религиозного закона. Автор исходит из того, что основы юридического регулирования отношений между людьми базируются на фундаментальных понятиях о добре и зле, которые, как правило, объясняются религиозными учениями, волевыми постановлениями публичной власти, философскими трактатами и т. д. В работе доказывается, что все религии обладают относительным, а не абсолютным знанием, т. е. они ложны – так же, как и концептуальные догмы политических учреждений или авторитетных личностей – пророков, хотя в них и содержатся крупицы настоящей мудрости. Исходя из дуализма социальной жизни и субъективного взгляда на окружающую человека реальность со стороны любого индивида, предлагается минимизировать частные заблуждения путем органического объединения достижений гуманитарной науки (философии и юриспруденции) и эмпирических знаний, накопленных человечеством. Кроме того, в работе изучается опыт масонского братства по согласованию нравственности и правовых моделей поведения сквозь призму ландмарок – универсальных этико-правовых правил поведения «вольных каменщиков», напоминающих по своей структуре сакральные мононормы древнеиндийских дхармашастр. В конце статьи в качестве вывода предлагается оригинальный авторский перечень из шестнадцати духовно-нравственных императивов (базовых ценностных идей) современного гностического правопонимания.
В настоящей статье подробно рассматриваются основные принципы правового регулирования отчуждения государственного имущества в соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1922 г. Обращается внимание на специфику отчуждения государственного имущества, обусловленную существовавшей в то время государственной идеологией советского государства и, как следствие, принципами публичности гражданского права. Исследуется правовой механизм отчуждения государственного имущества и его преемственность с законодательными нормами о приватизации в современной России. Отмечено наличие богатого правового опыта регулирования приватизации в России. В настоящей работе был проведен подробный анализ отдельных норм Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. и приложений к нему и выявлены основные характеристики существовавшего на данном историческом этапе механизма отчуждения государственного имущества. В настоящей работе также представлен сравнительно-правовой анализ порядка отчуждения государственного имущества, существовавшего в эпоху становления советского государства, с существующим порядком приватизации в Российской Федерации. Авторами также высказаны предложения об оптимизации института приватизации в современном российском законодательстве на основе рецепции норм, установленных Гражданским кодексом РСФСР 1922 г.
С акцентом на нормативном регулировании проанализировано зарождение, формирование и развитие рекламной деятельности в отечественном экономико-правовом пространстве начиная со времен Киевской Руси и заканчивая текущим периодом, а также рассмотрено ее организационное устройство в зарубежной практике. На основе имеющихся источников выделены этапы складывания рекламы как социального феномена: дореволюционный, советский и современный. При этом в России анализируемое явление оформилось как востребованный вид социально-экономической деятельности только во второй половине XIX в. и было представлено главным образом в периодических изданиях, а именно как объявления коммерческого, биржевого и промышленного характера. В сравнении с другими странами, где становление рекламы в том виде, какой понятен и знаком современному потребителю, произошло уже к XVII в., это довольно поздно. Сегодня реклама занимает важное место в жизни общества и ее проникновение в различные сферы человеческой жизнедеятельности (политику, бизнес, науку, творчество и т. д.) становится все более очевидным. Тем не менее, хотя в экономических рыночных условиях ХХI в. для успешного ведения бизнеса реклама оказывается не только необходимой, но и высокодоходной областью, она нередко направлена на достижение отнюдь не благих целей. В ряде случаев рекламодатели настолько сосредоточены на сбыте продукции и получении финансовой выгоды, что действуют вразрез с интересами потребителей, нарушая их права. Безусловно, было бы серьезной ошибкой считать, что эволюция рекламы как явления и связанных с ней отношений завершена. Напротив, данный вид деятельности продолжает активно развиваться, что влечет за собой возникновение новых вопросов. В соответствии с этим дальнейшее совершенствование системы нормативного регулирования и в целом обеспечение надлежащей правовой регламентации в названной нише выступают важными задачами для российского государства.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Предметом исследования являются нормы российского законодательства о финансовом контроле в сфере государственных закупок, которые направлены на создание организационно-правового механизма противодействия коррупции. Исследованы материалы правоприменительной практики и научные работы о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Цель исследования заключается в изучении и систематизации знаний о возможностях финансового контроля для предупреждения и предотвращения негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок. Задачами исследования выступают: изучение положений российского законодательства о процессах противодействия коррупции в сфере государственных закупок; правовые аспекты определения последствий коррупции в сфере государственных закупок; систематизация методов государственного финансового контроля, способствующих выявлению коррупционных проявлений в закупочной деятельности, на основе методов группировки и типологизации. В ходе исследования авторами выявлены недостатки правового регулирования финансового контроля в сфере государственных закупок и предложены способы совершенствования российского законодательства.
В статье делается акцент на важности правового регулирования стратегического планирования. Как утверждает автор, на сегодняшний день стратегическое планирование является основным направлением в государственной политике Российской Федерации, отвечающей за устойчивое социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности России. В связи с увеличением объема геополитических вызовов и угроз совершенствование нормативного правового регулирования стратегического плнирования приобретает еще большую значимость. По мнению автора, в реалиях современной динамики развития экономики, политической и социальной сфер законодательная политика должна быть в большей степени встроена в систему стратегического планирования – прогноз необходимости принятия новых законов и изменения действующих должен выстраиваться параллельно с разработкой и реализацией документов стратегического планирования, в том числе отраслевых стратегий. Такой подход привнесет долгосрочную системную упорядоченность в законодательную деятельность. В данной статье выдвигается также ряд предложений относительно направлений развития нормативного правового регулирования стратегического планирования в России.
В статье рассматриваются возможные пути и направления развития системы разделения властей в рамках установленной Конституции Российской Федерации 1993 года. Автором статьи отмечается, что российская модель системы разделения властей во главе с сильным главой государства в лице президента себя полностью оправдала. Однако она не лишена ряда недостатков. Автором предлагается рассмотреть возможность перехода на модель партийного правительства, пути укрепления контрольной деятельности парламента Российской Федерации и повышения финансовой независимости судебной системы. Особого внимания заслуживает идея автора о неизменности конституционного установления об ограничении двумя сроками полномочий президента и его приравнивании по юридической силе к нормам глав 1, 2, 9 Конституции.
В статье авторы рассмотрели понятие бесхозяйного имущества и основных критериев, по которым те или иные объекты можно отнести к бесхозяйным, а также обозначили проблемы правового регулирования обеспечения надлежащего режима (уровня) безопасности таких объектов. Также уделено внимание определению роли органов прокуратуры в решении проблемы обеспечения безопасности бесхозяйных и заброшенных объектов. Методологическая основа исследования представлена такими всеобщими и общенаучными методами познания, как анализ, диалектический и логический методы, методы дедукции и индукции, структурно-функциональный подход; также в работе были использованы специально-юридические методы исследования, а именно формально-юридический, системно-структурный, статистический метод и др. Авторы приходят к выводу о том, что проблема обеспечения безопасности и сохранности бесхозяйного недвижимого имущества связана с различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Это, в первую очередь, недостаточная правовая регламентация полномочий органов местного самоуправления по постановке на учет и приобретению в муниципальную собственность недвижимости, не имеющей собственника. Также в работе выявлены факты неудовлетворительной работы и бездействия органов местного самоуправления, которые, в конечном итоге, создают угрозу или приводят к аварийной ситуации при эксплуатации бесхозяйных объектов, нарушению прав граждан и обеспечению их безопасности. Авторы предлагают ряд мер обеспечительного и охранительного характера для устранения выявленных проблем. При этом отмечена роль прокуратуры в решении обозначенных вопросов.
Исследование было проведено с целью формирования комплексного обзора и систематизации указов Президента Российской Федерации, изданных в 2022–2023 гг. и существенным образом изменяющих правовой статус инвесторов в Российской Федерации. В статье анализируется роль указов Президента Российской Федерации в качестве источника права и комплексно рассматриваются основные изменения в правовом статусе инвесторов, внесенные данными указами в связи с изменением геополитической ситуации и введением санкционных ограничений против России. Научная новизна исследования заключается в систематизированном анализе ряда взаимосвязанных указов Президента Российской Федерации, существенно влияющих на правовой статус инвесторов, с обозначением возможных подходов к совершенствованию процесса нормативно-правового регулирования на основе данного массива документов с целью формирования понятного и стабильного правового режима для осуществления инвестиций в России и соответствующего улучшения инвестиционного климата в стране.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В статье предпринята попытка исследования трансформации роли международного договора в современных реалиях на примере договоров в сфере защиты прав человека. Международные договоры составляют основу межгосударственных отношений. Устойчивое и эффективное взаимодействие между государствами невозможно без наличия закрепленных на международном уровне положений, основополагающая цель которых заключена в фиксировании взаимно исполняемых прав и обязанностей сторон договора. Международные договоры тем самым выступают в качестве результативного способа поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества согласно основополагающим целям и принципам Устава ООН. В современных реалиях наблюдается снижение роли и значимости международного договора для государств. В особенности эта тенденция прослеживается на примере международных договоров, регламентирующих права человека. Так, на данный момент следует констатировать, что в соответствии с внутренним законодательством многих государств Конституция имеет в определенных случаях приоритет над международным правом. В рамках исследования трансформации роли международного договора в современных реалиях, помимо прочего, был исследован вопрос применения оговорок при подписании государством международного договора. По результатам исследования сделан вывод о том, что государства, подписавшие международные договоры о правах человека с оговорками, используют участие в данных договорах в целях, которые можно охарактеризовать как репутационные и материальные, что противоречит самой сути создания данных международных договоров – защите прав человека. На примере изучения практики исполнения решений Европейского суда по правам человека государствами-участниками Европейской конвенции по правам человека автор констатировал, что на современном этапе многие государства не соблюдают важнейшую стадию всего договорного процесса – безоговорочное исполнение международных договоров.