Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск
№ 1 (2018)
Скачать выпуск PDF
10-16 26
Аннотация
Статья посвящена достаточно остро стоящему в настоящее время вопросу, касающемуся практически всех государств – членов Совета Европы, – реализации решений Европейского суда по правам человека. Анализируя практику ЕСПЧ по делам против Российской Федерации о нарушении статьи 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ, автор приходит к выводу, что российский законодатель в большинстве случаев воплощает при изменении законодательства правовые позиции ЕСПЧ, которые, по мнению автора, не утратят своей актуальности и востребованности применительно к современному, а также к будущим этапам развития российского правопорядка.
17-27 39
Аннотация
В статье анализируются высказанные в литературе позиции ученых по вопросу о том, что собой представляет злоупотребление правом, можно ли его рассматривать в качестве правонарушения, всегда ли злоупотребление правом влечет юридическую ответственность. Является ли это явление антиподом правомерного поведения, какие меры должны быть приняты для сокращения злоупотребления правом. Обращается внимание на различные виды злоупотреблений правом, в том числе со стороны нормотворческих и правоприменительных органов. В работе делается вывод о том, что при определении того, имеет ли место злоупотребление правом или нет, необходимо исходить из анализа пределов осуществления прав. Злоупотребление правом в основном является правонарушением, в связи с совершением которого могут быть применены меры карательного и/или восстановительного характера, а в отдельных случаях может быть отказано в предоставлении определенных гарантий. Также отмечается, что злоупотребление правом представляет собой деяние субъекта в связи с реализацией его субъективного права, но выходящего за его пределы.
28-35 29
Аннотация

В статье рассмотрены проблемные вопросы внедрения достижений научно-технического прогресса в организационно-правовой механизм правосудия, в том числе в юрисдикцию экономического правосудия. Показана ситуация с законодательно-нормативным регулированием этого процесса: реальное внедрение цифровых технологий в арбитражное судопроизводство, положительные стороны и наметившийся эффект в этом деле. Одновременно обозначены недостатки от такого внедрения, например, удаленный от суда допрос подсудимого в режиме видео-конференц-связи не соответствует принципу непосредственности в уголовном процессе. В статье представлены и недостатки состояния нормативно-правового регулирования отношений в сфере экономики, препятствующие цифровизации экономического правосудия. Обосновано предположение о необходимости узкой специализации механизма правосудия, соответствующей появлению новых видов и категорий правонарушений с использованием цифровых технологий в экономике.
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания общественных явлений. К основным методам относятся метод системного анализа, функциональный метод, метод синтеза, метод аналогий. К специальным – формально-юридический, теоретического моделирования, системный, сравнительно-правовой.
Научная новизна исследования обусловлена стереоскопическим подходом автора к положительным и отрицательным аспектам цифровизации механизма правосудия, прежде всего его арбитражно-процессуальной составляющей. Колоссальный объем содержательной информации некоторых судебных дел последнего времени, превосходящий возможности мозга судьи-человека его осмыслить, обусловливает необходимость широкого внедрения электронных технологий в судопроизводство, но на этом пути есть препятствия, и не только технического свойства, но и правового, а также морального характера.

36-41 32
Аннотация
Цифровая экономика затронула как производственные, так и социальные сферы, включая и образование. В статье анализируется ее значение для развития общества, в том числе и те задачи, которые ставятся руководством страны перед учебно-образовательными учреждениями России. Автором дается толкование тех новых понятий, которые уже вошли в лексикон нормативных актов, регламентируюn вопросы цифровой экономики и широко используются в педагогической практике. Также отмечается, что в России уже действует официальная платформа отечественных онлайнкурсов, созданная по инициативе Минобрнауки России и ведущих вузов страны, которые включают университетские курсы по самым разным направлениям и специализациям. Делается вывод о том, что переход к цифровому образованию в XXI в. – это внедрение новых информационных и образовательных технологий, применение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно -методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.
42-47 28
Аннотация
В статье проводится анализ содержания понятия «электронное правосудие» в Российской Федерации и Республике Казахстан. Автором анализируются схожие правовые элементы электронного правосудия в обеих странах. Выявляются признаки и отличительные особенности данного правового явления. В статье автор приходит к выводу о том, что следует понимать под электронным правосудием, а также говорит о его соотношении с термином «информатизация судов». Электронное правосудие рассматривается автором с точки зрения повышения эффективности и транспарентности отправления. Автором исследуются нормы как действующего процессуального законодательства, так и подзаконных актов – приказов Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Казахстан. Автор заключает, что электронное правосудие не может идти в отрыве от состояния и хода внедрения взаимодействия в электронном виде в обществе и в государстве целом, так как электронное правосудие является составной частью более глобального феномена – электронного государства.
48-54 32
Аннотация
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ в числе объектов недвижимости с 1 января 2017 г. было указано машино-место, а также был определен его правовой режим. В данной статье дается обзор разных правовых позиций относительно правового режима машино-мест как объектов недвижимости, как части нежилого помещения, на которое распространяется право общей долевой собственности, с учетом новелл российского и зарубежного законодательства. В статье также рассматриваются отдельные проблемы, возникшие в правовом регулировании и правоприменительной практике и предпринята попытка предложить пути их решения. Отмечается опыт зарубежного законодательства, который может быть использован в части определения правового режима машино-мест как особых объектов недвижимого имущества, так как не все юрисдикции относят его к таковым и не выделяют его в качестве объекта права. Особое внимание уделено чрезвычайно актуальной проблеме налога на имущество, взимаемого в отношении машино-мест, в связи с изменениями в налогообложении недвижимого имущества, а также определению машино-места в гражданском и налоговом законодательстве.
55-62 27
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения заблуждения, ошибки и обмана как условий недействительности сделок. Приводится обзор теоретических подходов к определению отличий между заблуждением, ошибкой и обманом. Определены характерные черты существенности заблуждения как условия для признания сделки недействительной. Проводится анализ последних изменений гражданского законодательства в части возможности оспаривать сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения. Заблуждения, которые признавались существенными в прежней редакции ГК РФ, в настоящее время дополнены такими заблуждениями, как заблуждение в лице и заблуждение в решающем обстоятельстве, которое упомянуто стороной при совершении волеизъявления или является очевидным для другой стороны. Безусловной новеллой явилось признание существенности оговорок, описок, опечаток и иных случаев неверной передачи информации. В заключение отмечается, что обман может рассматриваться как осознанное деяние, приводящее к заблуждению или ошибке, однако, для того чтобы сделка была признана недействительной, необходимо, чтобы заблуждение или ошибка были существенными.
63-68 25
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты дефиниции «иностранные инвестиции» и ее роль в международном инвестиционном праве. Анализируются теоретические научные разработки и положения универсальных международных конвенций, договоров и национальных законодательных актов об иностранных инвестициях. В качестве основы рассматривается арбитражная практика разрешения международных инвестиционных споров. Акцент делается на создании принимающим государством благоприятного климата для иностранных инвесторов. Подчеркивается значение существенного вклада в развитие экономики государства для признания проекта зарубежным капиталовложением. Делается вывод о том, что решения арбитража МЦУИС заложили надежный правовой фундамент для разработки общепринятых критериев (стандартов) оценки инвестиционных отношений на основе дефиниции «иностранные инвестиции», а наличие существенного вклада в экономику государства следует считать ключевым критерием. Отмечается, что дальнейшее совершенствование правового обеспечения иностранных инвестиций должно осуществляться с учетом стандартов оценки инвестиционных проектов.
69-75 27
Аннотация
В статье подробно рассматриваются меры развития внутреннего контроля в организациях, подведомственным органам местного управления и самоуправления. Отмечается, что нужно поощрять разработку и принятие в организациях мер по внутреннему контролю, соблюдению этических норм для предотвращения злоупотреблений должностным положением. Также говорится о создании трудовыми коллективами контрольных органов, не зависимых от руководства, членов которых следует наделять дополнительными трудовыми гарантиями, обеспечении максимально возможной публичности принятия решений в сфере приватизации, выделении земельных участков и жилья. Большое внимание в работе уделяется рассмотрению эффективных средств воздействия на лиц, совершивших корыстные имущественные преступления, которые способны были бы усилить экономическую безопасность государства, а также снизить количество таких преступлений, содействовать укреплению законности и правопорядка. Делается вывод о необходимости обязательного опубликования информации о состоявшейся приватизации имущественных комплексов, их новых собственниках и о выделении земельных участков конкретным лицам.
76-84 35
Аннотация
В статье выделены подходы к разрешению проблемных вопросов, связанных с необходимостью осуществления, в том числе судебной, самозащиты без адвокатской поддержки, по социальным показателям гражданами Соединенных Штатов Америки, что в большинстве случаев предопределяет заведомый проигрыш таких лиц в судебном процессе. Это в свою очередь связано с законодательными сложностями и неоднородностью процессуальных правил разрешения споров в разных штатах США, отсутствием у защищающихся необходимых навыков и опыта самостоятельного участия в судебных процессах. Приведены сегментированные данные так называемых «карт юридических пустынь», свидетельствующих о наличии специалистов в области судопроизводства, способствующих оказанию надлежащей юридической помощи. Также исследуются компаративные особенности правового обеспечения судебных дел с участием животных на основе сравнения правовых подходов, выработанных еще в средние века в ряде европейских государств и в США. Определены основные возможные направления унификации норм национального законодательства Российской Федерации и законодательства отдельных штатов США по процедурным вопросам в указанной сфере в рамках международного частного права.
85-91 28
Аннотация
Новые механизмы расходования бюджетных средств, к числу которых относится программноцелевой метод, требуют совершенствования правового обеспечения. Одной из основных проблем расходования бюджетных средств продолжает оставаться низкая эффективность использования государственных финансовых ресурсов, отсутствие юридической ответственности за неэффективное использование бюджетных средств. Отмечается, что в современных условиях замедления роста бюджетных доходов и повышения требований к эффективности деятельности органов государственной власти необходима модернизация управления общественными финансами. Также говорится о том, что распределение бюджетных ассигнований по государственным программам обеспечивается изменениями в правовом регулировании бюджетного процесса, в том числе перераспределением полномочий в сфере бюджетных отношений между органами законодательной и исполнительной власти. В статье проводится анализ внесенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации о переносе части полномочий законодательной власти в пользу исполнительной и о существенном сокращении участия Федерального собрания Российской Федерации в бюджетном процессе.
92-100 23
Аннотация
В данной статье автор анализирует нормы права российского законодательства, которые регулируют способы удовлетворения государственных и муниципальных нужд в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Кроме того, автор данной статьи рассматривает некоторые, имеющие место в юридической науке, подходы в выборе способов и процедур удовлетворения государственных и муниципальных нужд на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). В статье рассматриваются и такие особенности правового регулирования ТОР, как субъекты, которые, не являясь органами государственной власти, тем не менее осуществляют государственные полномочия и функции, а также способы и возможности этих субъектов удовлетворить свои нужды. Автор в статье также проводит краткий анализ исторического развития правового регулирования различных типов территорий с особым режимом предпринимательской деятельности, имевших место в Российской Федерации до появления ТОР.
101-105 20
Аннотация
В статье рассматривается проблема отсутствия механизма правового регулирования трансграничных банкротств в рамках БРИКС. Приводятся статистические данные, демонстрирующие динамику расширения сотрудничества и роста объемов международной торговли между странами участниками БРИКС, а следовательно, и необходимость принятие ряда соглашений, регулирующих экономические отношения между государствами, в том числе механизмов сотрудничества при трансграничных банкротствах. В статье речь идет о методах реализации трансграничных банкротств и обосновывается целесообразность применения метода модифицированного универсализма в рамках БРИКС. Вносятся предложения о принятии и ратификации ряда соглашений, регламентирующих правила определения места возбуждения дела о банкротстве и ведения основного производства, полномочия как основного судебного органа, так и вторичных, установление основ взаимодействия между судами.
106-109 27
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные базисные соглашения Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Определены основные черты документов, их признаки и значение. Кроме того, дан анализ значения основных соглашений АСЕАН для развития экономики стран-участников. Выявлена структура соглашений о создании зон свободной торговли, даны отличительные черты документов. Показано значение соглашений для построения дальнейшего взаимодействия в рамках инвестиционной активности государств. Отмечается, что АСЕАН, являясь международной организацией, основной целью ставит организацию сотрудничества стран-участниц в экономической, политической и культурной сферах. Также говорится о том, что в настоящее время АСЕАН является одним из объединений мира, объем инвестиций в которые наиболее быстро увеличивается, и иностранные компании, приходя на рынки АСЕАН, располагают здесь свои производственные базы. Действуя в рамках основных соглашений, страны АСЕАН смогли воспользоваться своим стратегически выгодным положением, а также богатыми природными ресурсами и стать важнейшим центром инвестиционной активности.
110-116 36
Аннотация

С 1 октября 2015 г. появилась возможность признания банкротами граждан. Такие положения включены в Закон о банкротстве Федеральным законом от 26 июня 2015 г. № 154-ФЗ. Пленум ВС РФ в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 45 разъяснил, как их применять. Положения о банкротстве граждан распространяются и на индивидуальных предпринимателей, но с учетом ряда особенностей. Например, предприниматель-банкрот не может в течение пяти лет вести бизнес, а его имущество распродается как имущество юридического лица. Следует напомнить, что понятие «банкротство» определяется в статье 2 Федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Попытаться обанкротить гражданина могут конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (например, ФНС), а также он сам. К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по большинству денежных обязательств, причем не только организации, но и граждане, включая ИП. В отдельных случаях сам гражданин не может, но обязан обанкротить себя. Некоторым должникам банкротство поможет освободиться от долгов, а кредиторам – вернуть деньги за счет продажи имущества гражданина. Однако кредиторы могут столкнуться с рядом сложностей: 1) возникновение временных и финансовых затрат; 2) отсутствие и недостаточность имущества гражданина для погашения всех долгов; 3) освобождение гражданина от долгов в случае признания его банкротом.
Но участие в банкротстве также может принести кредиторам пользу: 1) расходы на взыскание долгов снижаются; 2) банк вправе признать задолженность безнадежной, если гражданин признан банкротом; 3) банкротство гражданина дает шанс вернуть хотя бы часть денег.
Закон о банкротстве физических лиц обсуждался в течение длительного периода времени и вызывал множество споров. В 2008 г. россияне брали кредиты на покупку самых разнообразных вещей. Глобальный финансовый кризис сделал неподъемными для большинства россиян долговые обязательства по кредитам. С одной стороны, новый закон позволит людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, справиться с большими долгами, с другой – это может вылиться в финансовую необязательность и большие убытки для кредиторов.

117-122 25
Аннотация
В данной статье исследован институт доверенности. В частности, определены виды доверенности, ее содержание и реквизиты, рассматриваются особенности выдачи и прекращения доверенности с учетом изменений законодательства и позиций ученых, занимающихся изучением гражданского права и института доверенности в Российской Федерации. Проведен анализ статей Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся института доверенности. Подробно рассмотрена возможность выдачи доверенности нескольким лицам, прекращения действия доверенности, проанализированы сроки действия доверенности. При написании статьи были использованы следующие теоретические методы: логический, системно-структурный, а также анализ нормативно-правовой базы и синтез. Изучение института доверенности как разновидности добровольного представительства позволило определить его главные, характерные черты, отметить тенденции развития и преобразования в ходе реформирования, объяснить значимость названного правового инструмента. Актуальность темы данной статьи обусловлена применением доверенности в различных сферах общественной жизни и увеличением частоты ее использования.
123-128 20
Аннотация
На сегодняшний день налогообложение является основным источником доходов государства, необходимым для реализации общественно-значимых целей в рамках всего государства. Вопрос внедрения в налоговую систему России налога на роскошь остается дискуссионным на протяжении нескольких последних лет. Мировая практика показывает, что многие государства применяют такой налог как в качестве способа пополнения бюджета, так и в качестве средства социальной справедливости, устанавливая прямую зависимость размера налога от размера дохода лица. Однако единого подхода в данном вопросе нет – государства по-разному подходят к проблеме в зависимости от желательного для экономики и системы налогообложения государства результата. В Российской Федерации такой подход на данный момент не выработан, поскольку пока не удается прийти к консенсусу в отношении сразу нескольких вопросов: 1) вопроса структурного – не найдена подходящая модель налога, юридическая конструкция налога, не ясны налоговая база, предмет налогообложения, субъект; 2) вопроса экономического – не сформирована экономическая целесообразность введения налога – приведет ли данная мера к улучшению экономической ситуации страны? 3) вопроса социального (морально-этического) – не найден баланс между интересами людей с разным уровнем дохода: насколько правильным решением будет поставить налог в зависимость от размера дохода? Будет ли это справедливым по отношению к людям, которые собственным трудом заработали свой капитал?
129-135 19
Аннотация
Статья посвящена анализу земельно-правового режима в границах территорий опережающего развития на Дальнем Востоке России. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», появившийся в 2014 г., служит правовой базой для создания благоприятного инвестиционного климата и экономического развития всех дальневосточных регионов. Привлекательные условия налогообложения и иные, в том числе земельно-правовые, льготы для создаваемых проектов должны обеспечить привлечение инвесторов на территории Дальнего Востока. В статье особое место уделяется принципам размещения объектов инфраструктуры для создания и развития производства на указанной территории. Рассмотрев ряд законодательных актов, регулирующих данные вопросы, можно сказать о том, что в настоящий момент существуют некоторые пробелы в правовом регулировании отношений, возникающих в процессе осуществления землепользования на территориях опережающего социально-экономического развития.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)