ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В статье исследованы вопросы создания справедливого законодательства, которое является одной из предпосылок для построения правового государства, проанализированы аспекты возникновения и профилактики дискриминации и несправедливости в законодательстве, проблемы реализации принципов равенства и социальной справедливости в современном обществе с учетом оптимизации правосознания, правовой культуры, законодательства. Целью статьи является исследование неравенства как причины формирования дискриминации и несправедливости, поиск условий минимизации этих негативных аспектов в законодательстве. Указанная цель достигается посредством применения диалектического и герменевтического методов, принципов восхождения от абстрактного к конкретному, историзма и других, а также сравнительно-правового метода. Сформулированы выводы, определены новые возможности реформирования законодательства по преодолению несправедливого неравенства. По мнению автора, главной причиной, по которой не может быть реализован принцип справедливого равенства, являются бедность и имущественное неравенство, вследствие которых возникает неравенство возможностей. В силу этого невозможно сформировать у граждан высокий уровень правового сознания, соответствующий гражданам правового государства, поэтому формально правовые государства в реальности таковыми не являются. Сформулированы выводы, определены новые возможности реформирования законодательства по преодолению неравенства.
Статья посвящена рассмотрению функций государства как ключевых направлений его деятельности по осуществлению управления общественной жизнью страны. Предметом и целью исследования стало выделение основных внутренних и внешних функций государства, в числе которых такие функции, как правоохранительная, экономическая, налогообложение, политическая, социальная, экологическая, а также функция обеспечения обороны страны. Исследование проведено на основании использования системно-структурного метода, что позволило определить значение рассмотренных в статье функций государства и выявить их взаимообусловленность, обеспечивающую единство государственной системы. Использование метода теоретического анализа позволило акцентировать внимание на том, что функции государства имеют тесную связь с целеполаганием и задачами самого государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества и выполнение которых обеспечивает его полноценное существование. Делается вывод, что значение функций государства заключается в том, что именно они формулируют структуру самого государства, принципы функционирования его элементов как единой, целостной организации, способной управлять обществом и регулировать его. От эффективности осуществления государственных функций зависит сам характер государственного строя, выражающегося во взаимодействии с обществом, а также благополучие государства и общества как таковых.
На основе аналитического и телеологического исследования учения И. А. Иванникова о всеславянском государственном единстве в статье раскрывается актуальность не только теоретического осмысления панславянской юридической идеологии, но и возможность практического построения Союза славянских народов в ближайшей перспективе. Автор характеризует внутреннюю и внешнюю доктрину конституционно-правовой интеграции славянских народов. Под внутренним учением понимается великорусская концепция восстановления государственного единства русского народа, оказавшегося самым разделенным народом на Земле после распада СССР в 1991 г., а под внешним учением – методология построения будущей общеславянской федерации на началах добровольности, добросовестности, равенства и социальной справедливости ее участников. Особое внимание уделяется предложению И. А. Иванникова по воспитанию славянской политической элиты, которая сможет передавать потомкам накопленные знания в области славянской цивилизации, культуры, правовой системы, нравственности и т. д. Дается положительная оценка идеям примирения славянских народов, установления между ними дружеских отношений посредством экономической, образовательной, политической и правовой интеграции. В статье также раскрывается содержание основных положений проекта Конституции Союза славянских народов, разработанной И. А. Иванниковым, и дается характеристика элементов формы новой союзной государственности. Кроме того, предлагается более серьезно изучать юридическое наследие И. А. Иванникова, посвященное славянской и русской государственности, для использования его на благо отечественного конституционализма.
В статье рассмотрен процесс становления средневекового государства на территории Беларуси. Проанализированы этапы возникновения, формирования и функционирования Полоцкого княжества, мелких удельных княжеств периода феодальной раздробленности и создание и становление русско-литовского государства в XIII веке. Автором статьи проведен анализ внутренней и внешней политики средневековых государственных образований на территории Беларуси, рассмотрена система их государственной власти, системы управления и реализации механизма правосудия. Актуальность исследования генезиса Полоцкого княжества связана с тем, что оно является, наряду с Киевской и Новгородской землями, одним из древнейших в пределах всей Древнерусской державы. В работе также констатируется применение в Полоцкой земле в X столетии легендарного Закона Русского и упоминание о выплате дани Полоцку наряду с иными городами, находящимися под защитой династии Рюриковичей, Византийской империей после победоносного похода на Цареград Вещего Олега. Кроме того, подчеркивается геополитическое значение малоизвестной победы русско-литовского князя Миндовга над объединенной армией Галицко-Волынского княжества и татарской орды в 1258 г. в окрестностях деревни Крутогорье. Путем анализа содержания геральдического значения литовско-русского герба – «Погони» – доказывается его родство с аналогичной символикой Александра Невского и его потомков, использовавших ее на печатях и монетах вплоть до правления в Московском государстве Великого князя Ивана III, воспринявшего инсигнии Третьего Рима в виде двуглавого орла.
В статье рассматриваются основные направления земельной политики в период царствования Петра I. Предмет настоящего исследования составляют законодательные акты, регламентирующие земельные отношения в России периода петровских реформ и рассматриваемые в контексте исторических событий того времени. На основе изучения и анализа законодательных актов Петровской эпохи делается ряд выводов об основных направлениях и характере земельной политики Петра I. Доказывается, что вопросы поземельной политики в общем круге реформ Петра I стояли обособленно от иных направлений деятельности и представляли скорее вынужденную меру, обусловленную необходимостью решения текущих задач государства. В рамках исследования законодательства Петра I в области землевладения и межевания земель делается вывод о своего рода юридической недоработке нормативных актов, а также о случайном (в некоторой степени) характере земельных узаконений и поспешности в их принятии. Обосновывается и доказывается, что проводимые мероприятия и законодательство Петра I в области регулирования отношений церкви и государства имели характер частичной секуляризации. Со стороны исследователей мало внимания уделяется вопросам правового регулирования земельных отношений периода царствования Петра I. Указанное подтверждает актуальность темы настоящего исследования и обуславливает необходимость более детального и комплексного изучения законодательных актов в области правового регулирования земельных отношений конца XVII – первой половины XVIII в. с учетом социально-экономических факторов и политических условий в контексте исторических фактов и событий той эпохи. Методология исследования представлена общенаучными методами познания, а также методами правовой науки – историко-правовым, формально-юридическим и сравнительно-правовым методами.
Предметом исследования данной статьи является развитие правовой системы колонии Виргиния в период борьбы британских колоний в Северной Америке за независимость и в период, следующий за обретением независимости и образованием штата Виргиния. Перед административным центром колонии в период ведения войны за независимость стояла задача укрепления властных механизмов, мобилизации экономических и военных ресурсов. Аналогично этому на этапе обретения независимости и формирования механизмов долгосрочного управления штатом перед законодателями Виргинии встала задача имплементации права, унаследованного от Британской империи, в законодательство государственного образования, которое должно было стать либо частью конфедерации, либо частью федерации, как это случилось в соответствии с принятием Конституции США. Автор рассматривает законотворческий процесс штата Виргиния, представляющий собой пересмотр и адаптацию имперского законодательства, и принятие новых законов, формирующих основу управления штатом. Научная новизна данной статьи обусловлена, тем что работа представляет собой анализ развития законодательства колонии в законодательство штата и исследование идейно-правовых основ процесса законодательного строительства, не проводившиеся ранее. Исследование осуществлялось с использованием методов сравнительного анализа и анализа проектов, планов законодательного процесса в будущем штате Виргиния.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Данная статья представляет собой реферативный обзор некоторых фундаментальных проблем современной уголовной политики и ее подсистем. Как отмечают авторы, во многих странах мира государственная стратегия противодействия преступности определяется посредством уголовной политики, в рамках которой устанавливаются принципы, цели, задачи и духовно-нравственные основы деятельности органов суда, уголовного преследования и пенитенциарных учреждений в процессе предупреждения преступлений, их раскрытия и расследования, судебного разбирательства уголовных дел и исполнения наказания, назначенного судом. В ее рамках также выстраивается стратегия нормативных основ противодействия преступности и определяется организационно-управленческий инструментарий, обеспечивающий нормальное функционирование правоохранительных органов. Она формируется на основе принципов и норм Конституции и других законов страны, международных стандартов и взятых государством на себя перед международным сообществом обязательств. По мнению авторов, в современной теории уголовной политики существует много нерешенных вопросов превентивного, аксиологического, методологического, организационно-управленческого и иного характера. Авторы отмечают необходимость пересмотра существующей государственной стратегии противодействия преступности и предлагают возможные направления для дальнейшего ее совершенствования.
В статье рассматривается проблема дезертирства как серьезного военного преступления. Освещаются юридические аспекты, а также правовые и социальные последствия данного деяния. Отмечается его негативное влияние на военную дисциплину и военную безопасность. Предметом и целью исследования стало проведение сравнительно-правового анализа норм, регламентирующих уголовную ответственность за дезертирство в уголовном законодательстве России и иных стран СНГ. В ходе проведенного сопоставительного анализа соответствующих норм уголовных кодексов указанных стран выявлен их отличия в регламентации ответственности за рассмотренный вид преступления, некоторые из которых, по мнению автора, могут быть полезными и учтенными российским законодателем. В этом отношении особое внимание уделяется примечанию к статье о дезертирстве, содержащему условия освобождения от уголовной ответственности. Проведенный в статье компаративный обзор положений и норм о дезертирстве в законодательстве России и стран ближнего зарубежья позволил автору сформулировать на его основе некоторые рекомендации законодателю в части совершенствования положений статьи 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые могли бы способствовать обеспечению большего превентивного эффекта примечания к указанной норме.
В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия. Анализируется вопросы соотношения ведомственного контроля и прокурорского надзора. Обосновывается утверждение о том, что в настоящее время прокурор не обладает необходимым спектром полномочий для обеспечения законности, своевременности и эффективности осуществления предварительного следствия. В ходе исследования использован метод теоретического анализа, опирающийся на методы обобщения и систематизации научных данных и надзорной практики. По мнению авторов статьи, является логичным возвращение прокурору части полномочий, изъятых у него в 2007 г., учитывая при этом, что оказываемое прокурором на следователя управленческое воздействие не должно подменять собой организационные функции, которые должен осуществлять руководитель следственного органа. Делается обобщающий вывод о том, что в российском уголовном процессе необходимы оба представленных в статье института – надзор и контроль, осуществляемые соответственно прокурором и руководителем следственного органа. Акцентируется внимание на важности налаживания комплексного, продуктивного взаимодействие органов, их осуществляющих. При этом речь в этом случае должна идти не о замене ведомственного контроля надзором, а о должном балансе между субъектами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, возможно, в сторону увеличения объема полномочий со стороны прокуратуры.
В статье на основе анализа ведомственных нормативных актов, опроса следователей, расследующих нераскрытые преступления прошлых лет, изучения исследований ученых предпринимается попытка дать дефиницию нераскрытых преступлений прошлых лет. При этом с опорой на обобщение следственной практики раскрываются существенные признаки, характерные для нераскрытых преступлений прошлых лет и выраженные в определенных закономерностях, которые, по авторскому мнению, начинают проявляться не ранее трех-пяти лет с момента приостановления следствия. Обозначив собственную позицию, автор раскрывает содержание и показывает специфику таких закономерностей. Кроме поиска дефиниций, сделана попытка определить категорию насильственных преступлений. Целью этих действий является подготовка рекомендаций по обеспечению раскрытия и расследования нераскрытых насильственных преступлений прошлых лет. Авторский подход состоит в определении конкретного вида насильственных преступлений, которые в последующем будут позиционироваться как нераскрытые. Отмечается, что рассматриваются насильственные преступления, по которым приостановлено предварительное следствие, а это уже само по себе говорит об определенной специфике. Поэтому применительно к разработке рекомендаций расследования преступлений прошлых лет речь может идти лишь об общих положениях, рассчитанных не на конкретный вид преступлений, а на признаки, по которым значительный массив нераскрытых преступлений отнесен к разряду преступлений прошлых лет. В соответствии с этим насильственную преступность автор дифференцирует на группы в зависимости от категории преступлений, которые определены статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно: насильственные преступления небольшой тяжести (ч. 1-2 ст. 115, ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации); насильственные преступления средней тяжести (ч. 1-2 ст. 112 Уголовного кодекса Российской Федерации); тяжкие насильственные преступления (ч. 1-2 ст. 111, 131 Уголовного кодекса Российской Федерации); особо тяжкие насильственные преступления (ст. 105, ч. 3-4 ст. 111, 131 Уголовного кодекса Российской Федерации). Подобная дифференциация будет способствовать целенаправленной разработке указанных криминалистических рекомендаций.
ГРАЖДАНСКОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
В статье анализируются признаки вещных прав с позиции отграничения вещных от иных прав (в системе имущественных прав). На основе проведенного исследования признаков вещных прав мы можем сформулировать следующее теоретическое определение и сопутствующие ему выводы. Вещное право представляет собой наиболее полное субъективное право, обременяющее индивидуализированную вещь в пределах, установленных в законе. Отличительными признаками вещных прав, позволяющими их отграничить от иных (в том числе обязательственных) прав, являются следующие: юридическая прочность и сопутствующее ей свойство следования, абсолютность, бессрочность (которую следует отличать от неопределенного срока в обязательственных отношениях). Перечисленные признаки не раскрывают природу вещных прав, они достаточны лишь для отграничения вещных прав от иных имущественных прав. При этом в отрыве друг от друга названные признаки утрачивают свои отличительные качества (поскольку свойственны также иным имущественным правам) и квалифицируют право в качестве вещного только в их совокупности (единстве). Учитывая собирательное значение понятия вещных прав (которое объединяет право собственности и так называемые иные вещные права), сформулированные признаки должны уточняться с учетом особенностей каждого варианта иного вещного права.
Данная статья посвящена теории интереса как критерия разграничения злоупотребления гражданским правом и средства разграничения противоправного поведения и поведения, являющегося правомерным, но иррациональным. Добросовестность является оценочной категорией, которая не соответствует юридическим определениям, будь то правомерное поведение или неправомерное поведение. В этой связи автор предлагает разделить правомерное поведение на обычное правомерное (добросовестное) поведение и социально-поощряемое, которое вполне соответствует общепринятому понятию добросовестного поведения. Поскольку именно гражданское право характеризуется не только свободой воли субъектов, диспозитивностью и недопустимостью произвольного вмешательства в частные дела, принципом беспрепятственного осуществления гражданских прав и существованием таких специфических способов регулирования отношений, как правовой обычай и «предыдущее поведение» субъектов права, постольку именно в гражданском праве факторы, не имеющие по отдельности юридического значения, стали приобретать его в своей совокупности. Автор отмечает, что развитие теории интереса связано с необходимостью устанавливать намерение причинить вред, намерение достичь неблагоприятных последствий. Отмечаются также минусы использования такого критерия, как «неблагоприятные последствия», – они могут включать в себя любое ухудшение положения третьих лиц, что влечет за собой размытие категории «злоупотребление правом».
В статье рассматриваются принципы добросовестности в контексте гражданских договоров во Вьетнаме и России, внимание акцентируется на значении этих принципов для заключения и исполнения договорных обязательств. Предмет исследования включает изучение основных правовых принципов и их роли в формировании правоприменительной практики обеих стран. Методология основана на сравнительном анализе законодательства, судебной практики и академических источников, что позволяет выявить особенности правового регулирования и практики применения принципов добросовестности. Научная новизна работы заключается в раскрытии специфики взаимодействия двух государств в правовом контексте, основанного на этих принципах, а также в анализе перспектив их дальнейшего применения в условиях глобализации и цифровизации экономики. В статье подчеркивается значимость соблюдения принципов добросовестности для развития взаимного доверия, стабильности бизнес-среды и укрепления партнерских отношений между Вьетнамом и Россией. Работа будет полезна специалистам в области гражданского права, международных отношений и бизнеса, а также тем, кто интересуется правовыми аспектами межгосударственного сотрудничества и правоприменения в транснациональном контексте, учитывая современные вызовы и тенденции в мировой экономике и политике.
В статье авторами рассматриваются вопросы применения штрафных санкций в сфере деятельности строительных (архитектурных, изыскательских) организаций. Экономическая деятельность строительных (архитектурных, изыскательских) организаций довольно часто приводит к спорам, основанным на факте нарушения сроков выполнения работ. Как правило, при подобном нарушении подрядчик сталкивается с отрицательными последствиями, выраженными в необходимости уплатить штраф. При этом не исключается, что заказчиком будет заявлено требование о взыскании с подрядчика такого размера штрафа, который несоразмерен допущенному нарушению. Однако в настоящее время законодательство, которым урегулированы вопросы, связанные с возможностью снижения неустойки (штрафа), не лишено некоторых недостатков. Так, законодатель не закрепляет термин «несоразмерность неустойки (штрафа)», в связи с чем представляется необходимым включить это определение в Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве пункта 1.1 к статье 333. Кроме того, в настоящее время суды неоднозначно подходят к разрешению вопроса о возможности снижения размера штрафа для строительных (архитектурных, изыскательских) организаций за несоблюдение сроков выполнения работ, установленного законом, а не договором. Авторы считают целесообразным уточнить в пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, что снижен может быть любой из видов штрафа.
В статье рассматриваются вопросы о составе предприятия как имущественного комплекса, а также об оформлении его передачи по договору купли-продажи и исключительных прав, входящих в его состав. Автор отмечает, что гражданским законодательством не урегулированы особенности заключения ряда гражданско-правовых договоров, в том числе договора купли-продажи предприятия, включая способы идентификации и осуществления исключительных прав в составе предприятия, а также распоряжения ими. В доктрине не сформирована целостная, непротиворечивая научная концепция осуществления и распоряжения исключительными правами в составе предприятия как имущественного комплекса, используемого в предпринимательской деятельности. На практике возникают сложности в связи с многоэтапной регистрацией: регистрацией договора продажи предприятия, регистрацией перехода права собственности, осуществляемой Росреестром при заключении, изменении и расторжении договора продажи предприятия. Кроме того, в случае, когда результат интеллектуальной деятельности (либо средство индивидуализации) зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности, Министерством сельского хозяйства либо иным уполномоченным государственным органом, переход прав на такой объект, их ограничение, прекращение также подлежат государственной регистрации.
В статье изложены предложения по созданию нового нормативного правового акта, а также изменению действующего законодательства в целях повышения эффективности регулирования требований к оснащению остановочной инфраструктуры легкорельсового транспорта трамвайного типа в Российской Федерации. Развитие легкорельсового транспорта в форме скоростного трамвая и легкого метро в городах Российской Федерации может обеспечить население более предсказуемым и вместительным общественном транспортом большей провозной способности. Технологические решения, применяемые при строительстве и эксплуатации систем легкорельсового транспорта, влияют на параметры предсказуемости, скорости, доступности, информированности и провозной способности. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и другие методы. Научную новизну исследования составил следующий вывод: для повышения эффективности правового регулирования легкорельсового транспорта в Российской Федерации необходимо ввести множественные изменения в понятийный аппарат, регулирующий трамвайный транспорт, а также закрепить базовые технические и инфраструктурные характеристики данного вида транспорта. Необходимо изменить легальное определение понятия «скоростной трамвай», а также расширить перечень его технических и эксплуатационных характеристик. Для увеличения эффективности работы всей транспортной системы необходимо сформулировать основные обязательные требования к оснащению трамвайных остановочных пунктов, закрепив их в специальном нормативном правовом акте, регулирующем работу транспорта общего пользования целиком. Также авторы предлагают отдельными правовыми актами урегулировать меры по приведению существующих остановочных пунктов трамвайного транспорта в их нормативное состояние, равно как и порядок финансирования данных мер.
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым обеспечением использования информационно-коммуникативных технологий в различных сферах общественных отношений. Технологические достижения в сфере цифровизации оказывают трансформирующее воздействие на юридическую профессию. Подчеркнуто, что стремление к автоматизации более сложных юридических процессов, включая изложение правовой позиции по делу, подготовку проекта процессуального документа, осуществление судебной аналитики, создает ожидания для нового скачка в сфере внедрения искусственного интеллекта в юридическую профессию. Рассмотрены дискуссионные аспекты в области использования искусственного интеллекта, в частности, вопрос о его правосубъектности. Складывающаяся траектория развития юридических технологий усиливает потенциал правовых норм, оперативное и качественное их применение. Однако надо видеть риски и угрозы, которые может повлечь внедрение информационных технологий в юридическую практику, в частности, важно осознавать возможное отрицательное влияние искусственного интеллекта на ментальную конституцию человека, способное привести к интеллектуальной деградации. Автор также предлагает собственное видение дальнейших перспектив внедрения искусственного интеллекта в различные сферы жизни общества.
Кластеризация мирового пространства открывает новые возможности в обеспечении технологического суверенитета. Более актуальной становится региональная кооперация в рамках ЕАЭС и СНГ. Одним из основных направлений политики государств – участников объединений является построение и развитие цифровой экономики, в которой возрастает значение технологий искусственного интеллекта. Темой исследования является формирование единого правового пространства ЕАЭС и СНГ в свете регулирования искусственного интеллекта. Цель исследования – обобщить имеющийся мировой и региональный опыт международного сотрудничества в установлении единых подходов в сфере разработки и использования систем искусственного интеллекта и определить перспективные направления правовой интеграции государств-участников ЕАЭС и СНГ по регулированию искусственного интеллекта. В процессе исследования применялись сравнительно-правовой, логический и формально-юридический методы. Проанализированы позиции Организации Объединенных Наций и Европейского союза по регулированию искусственного интеллекта. Изучено действующее и проектируемое законодательство, а также акты программностратегического характера России, Беларуси, Казахстана и Киргизии по вопросам развития цифровой экономики и технологий искусственного интеллекта. На данный момент системное регулирование искусственного интеллекта в странах ЕАЭС отсутствует, однако ведется активная разработка и обсуждение подходов к формированию регулятивной среды с опорой на зарубежный опыт. Для унификации правовых предписаний необходимо, во-первых, принять Кодекс этики искусственного интеллекта ЕАЭС, во-вторых, разработать Цифровой кодекс ЕАЭС, который заложит основу классификации систем искусственного интеллекта по уровню риска и созданию единого реестра систем искусственного интеллекта в ЕАЭС, что обеспечит равный доступ технологических компаний на рынки всех стран ЕАЭС.
ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье рассмотрены ключевые аспекты передачи персональных данных третьим лицам работниками компаний в условиях цифровизации и расширения применения электронного документооборота. В статье поднимаются проблемы правого регулирования работы с персональными данными третьих лиц работниками компании, фиксирования факта нарушений при неправомерной передаче персональных данных третьих лиц работниками компании, введения санкций работодателем в отношении работников за нарушение передачи персональных данных третьих лиц, будет проведет анализ действующего законодательства о персональных данных Российской Федерации и предложены варианты его развития. Автором статьи приводится актуальная статистика судебных дел, возникающих на основании поднятой в данной статье проблемы утечек персональных данных, были сделаны соответствующие выводы и предложены пути устранения нарушений прав субъектов персональных данных и усовершенствования законодательства. В статье рассматриваются решения судебных органов по вопросу незаконной передачи и обработки персональных данных субъектов, а также, приведены примеры правовых коллизий в отношении данного вопроса. Автор также приходит к выводу о сложности и многогранности проблем, поднятых в данной статье, и указывает на то, что со стороны законодателя требуется более внимательное правовое регулирование в части обработки и передачи персональных данных.
В статье рассматриваются теоретические истоки принципа социальной солидарности, составляющего сегодня основу отрасли права социального обеспечения. Исследуются вопросы зарождения идеи социальной солидарности, особенности ее проявления в доиндустриальных обществах. Рассматриваются политико-правовые и экономические учения, развивающие и концептуально обосновывающие принцип социальной солидарности. Особое внимание уделяется учению солидаризма, его традиционным положениям и современным проявлениям. Методология исследования основывается на диалектическом подходе – рассмотрении всякого явления и предмета в его становлении и развитии, взаимосвязи с другими предметами или явлениями. Также автором используется комплекс общенаучных и частнонаучных методов, таких как анализ, синтез, системно-структурный метод, исторический, сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический методы. На основании проведенного исследования автор делает вывод о том, что пенсионное законодательство основано на принципе социальной солидарности как в отношении пенсий, выплачиваемых за счет бюджета, так и в отношении страховых пенсий. В то же время некоторые положения действующих в современной России пенсионных законов требуют корректировки в целях приведения их в соответствие с принципами, закрепленными в результате внесения в основной закон нашей страны поправок 2020 г. Автором статьи сформулирован ряд предложений о корректировке норм отечественного пенсионного законодательства, которые позволят усилить начала социальной солидарности и укрепить уважение к человеку труда.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
В статье проведен анализ роли и значения института налогового мониторирования, его принципы и механизм, эффективность, преимущества; выявлены риски применения данной формы налогового контроля, раскрыты перспективы его расширения. Автор уделил внимание нескольким ключевым аспектам, связанным с налоговым мониторингом. К ним относятся: анализ преимуществ налогового мониторинга как для бизнеса, так и для государства; снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, улучшение качества налогового администрирования и повышение эффективности работы налоговых органов; потенциальные угрозы, связанные с использованием информационных технологий, а также возможные проблемы, возникающие в процессе реализации налогового мониторинга. По мнению автора, налоговый мониторинг будет меняться в зависимости от изменения экономической ситуации и фискальной политики страны, а адаптация и гибкость в подходах к налоговому контролю станут не просто желательными, но и необходимыми для обеспечения устойчивости налоговой системы. Автор делает заключение, что сложные экономические условия будут побуждать налоговые органы искать новые источники дохода и эффективные способы их администрирования. Это непременно повлияет на механизмы налогового мониторинга, будущее которого неразрывно связано с развитием технологий, изменением бизнес-среды и необходимостью адаптации к новым вызовам. По мнению автора, те налоговые органы, которые смогут быстро и эффективно реагировать на изменения, станут лидерами в области налогового контроля и будут способны обеспечить справедливое распределение налогового бремени в своих юрисдикциях.
Статья исследует проблемы возможности внедрения института медиации при разрешении споров налогового характера с привлечением накопленного опыта отдельных зарубежных стран (таких как США, Китай, Великобритания, Франция, Нидерланды) в данной сфере. На сегодняшнем этапе развития налоговых отношений, когда использование диспозитивных (договорных) методов регулирования является нормальным явлением, учитывая имущественный характер данных отношений и наблюдая необходимость поиска компромисса между публичными и частными интересами, вопросы медиации в налоговой сфере как нельзя актуальны. В статье приведены возможные варианты использования данной процедуры в российской практике разрешения налоговых споров. По мнению авторов, заключение медиативного соглашения в большей степени будет способствовать исполнению решения по спору, поскольку оно будет вырабатываться обеими сторонами с учетом их интересов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВОЕ ПРАВО
Нарастающее развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), происходящее в последние полтора десятилетия, помимо позитивных изменений приводит также к возрастанию рисков цифрового неравенства не только на уровне национальных государств, но и в универсальном масштабе, что объективно требует проведения исследований, направленных на подготовку международно-правовых актов, ограничивающих развитие такого рода неравенства. В работе перечислены основные критерии применения ИИ-технологий, являющихся причиной исследуемого цифрового разрыва, и возможные решения проблемных вопросов цифрового разрыва; проанализированы способы, которыми ИИ может способствовать сокращению цифрового разрыва. В качестве основных методов при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, описательный и другие. В ходе исследования, в частности, выявлено, что на сегодняшний день одним из основополагающих аспектов цифрового разрыва является доступ к ИИ-технологиям, так как ИИ-системы требуют вычислительных мощностей, инфраструктуры и ресурсов для их эффективного функционирования, но при этом не все сформировавшиеся группы лиц (сообщества, включая саморегулируемые организации), особенно в развивающихся регионах мира или районах тех или иных государств с низким уровнем дохода, имеют полноценный доступ к такого рода возможностям и ресурсам. Отсутствие доступа к ИИ-технологиям может увеличить цифровой разрыв, поскольку ограничивает возможности этих сообществ извлекать выгоду из приложений, основанных на ИИ, таких как, прежде всего, здравоохранение, образование и экономические возможности и т.д. Среди других фундаментальных аспектов цифрового разрыва с применением ИИ выделяются навыки и образование, предвзятость и этика, доверие и конфиденциальность, экономическое неравенство и др. Научную новизну исследования составили также выводы, в соответствии с которыми обозначены основополагающие направления развития концепции реализации мер по сокращению цифрового разрыва с помощью ИИ на международном уровне.
Проведенный в статье анализ правового регулирования цифровых валют показывает разнообразие подходов различных юрисдикций к определению их правовой природы и принципов включения в имущественный оборот. Таким образом, мировое сообщество демонстрирует широкий спектр подходов к регулированию криптовалют – от полной легализации до полного запрета, при этом наиболее прогрессивные правовые системы стремятся найти баланс между инновациями и регулированием для обеспечения устойчивого развития финансового сектора. При проведении исследования особое внимание уделяется соблюдению принципа объективности и системному анализу изучаемых явлений, что позволяет получить достоверные результаты и сформировать обоснованные выводы о состоянии и перспективах развития правового регулирования цифровых валют в различных юрисдикциях. Для анализа нормативно-правовых актов использовался формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод применялся при изучении зарубежного опыта. По результатам исследования сделан вывод о невозможности унификации международного законодательства в сфере обращения цифровых валют в связи с отсутствием устоявшихся моделей их правового регулирования в большинстве государств. В современных условиях наиболее перспективным представляется развитие гибкого регулирования, позволяющего адаптироваться к быстро меняющимся технологическим реалиям при сохранении необходимого уровня контроля за финансовыми потоками.
В статье анализируются основные положения Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» и результаты, достигнутые в процессе ее реализации. В целом положительно оценивая достижения последних лет результатов внедрения цифровых технологий в практику взаимодействия судов и участников судопроизводства, автор констатирует наличие целого ряда проблем, возникающих при рассмотрении дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в рамках электронного правосудия. Прежде всего автор обнаруживает незрелость процессуального законодательства в регламентации элементов электронного правосудия. По аналогии с законодательством зарубежных стран автор предлагает дополнить российские гражданский процессуальный и арбитражный процессуальный кодексы отдельными главами, предусматривающими порядок реализации электронного правосудия. Автор также критикует неготовность российских судов к отказу от двойного документооборота: электронного и бумажного. По мнению автора, существованию двойного документооборота способствует устаревшее процессуальное законодательство, которое необходимо приводить в соответствие с реальным положением дел в рамках электронного правосудия. Автор полагает, что суды не в полной мере реализуют мероприятия Федеральной целевой программы в части, касающейся обеспечения удаленного участия участников судопроизводства посредством видео-конференц-связи и веб-конференций, что не лучшим образом сказывается на обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
В статье представлен опыт организации и проведения выборов, голосования на выборах в России в условиях чрезвычайных ситуаций в 2024 г., показан антикризисный ресурс позитивного избирательного права и избирательной системы Российской Федерации, обобщены новеллы правового регулирования избирательных отношений, обеспечившие их стабильное функционирование и воспроизводство. Рассмотрены вопросы совершенствования пространственно-правовой организации электоральных отношений, расширения состава дополнительных мер по обеспечению избирательных прав граждан, дифференциации категорий избирателей, совершенствования практики применения вариативности сроков и форм голосования, а также сочетания различных форм досрочного голосования. Осмысление опыта организации и проведения выборов и отдельных избирательных действий в экстраординарных условиях 2024 г. побудило автора к постановке научных задач и выдвижению гипотез, решение и проверка которых имеют важное значение не только для отраслевого регулирования и доктринального знания, но и для юридической науки, а также российского правопорядка в целом.
СПОРТИВНОЕ ПРАВО
Футбольные посредники (агенты) стали неотъемлемой частью современного трансферного рынка. Зачастую отдельные представители агентского мира находятся в центре внимания всей футбольной общественности. Несмотря на кажущуюся свободу осуществления ими своей деятельности, она регулируется многочисленными регламентными нормами Международной федерации футбола (ФИФА), национальных ассоциаций, а также национальным законодательством отдельных стран. Интересно, что правовое регулирование агентской деятельности многократно менялось в результате проводимых со стороны ФИФА реформ, оценка которых не всегда была положительной. Бесконечная критика, споры, длительные судебные процессы не обошли эту сферу стороной.