Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск
Том 8, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

Теория государства и права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

14-22 727
Аннотация

В настоящей статье рассматривается ряд актуальных вопросов, связанных с применением такого способа защиты гражданских прав, как компенсация морального вреда. Эти вопросы рассматриваются во взаимосвязи с анализом Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 33 от 15 ноября 2022 г. «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда». В частности, рассматривается вопрос об установлении презумпции причинения потерпевшему морального вреда в случае совершения в отношении него любого правонарушения. Также рассматривается вопрос о возможности и условиях перехода права на компенсацию морального вреда в порядке универсального и сингулярного правопреемства. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, в том числе метод анализа и синтеза, обобщения, формально-логический, системный, сравнительный и др. В результате проведенного в работе анализа сделан вывод о наличии достаточных оснований для применения на основе существующего законодательства и материалов судебной практики презумпции причинения потерпевшему морального вреда в случае любого нарушения его прав. Относительно возможности сингулярного и универсального правопреемства в отношении требования о компенсации морального вреда сделан вывод о возможности такого правопреемства не только применительно к компенсации морального вреда, установленной вступившим в законную силу судебным решением, но и внесудебным соглашением о компенсации причиненного потерпевшему морального вреда.

23-29 106
Аннотация

Развитие гражданского оборота определяет и развитие языка гражданского закона, носителем которого является самый широкий круг субъектов права, в том числе физические и юридические лица. Значимость и актуальность исследования подтверждает тот факт, что язык гражданского закона определяет следующие подъязыки: подъязык учредительных документов юридического лица; подъязык договоров, включая и доверенность, которая в соответствии с гражданским законодательством является односторонней сделкой; подъязык документов, оформляющих отдельные гражданские права (на имущество, на охраняемые результаты профессиональной деятельности). Новации в языке гражданского законодательства во многом обусловлены расширением спектра объектов гражданско-правового регулирования на фоне цифровизации и информатизации современного общества. В рамках данной статьи авторы предлагают подход к исследованию языка гражданского закона, который включает взаимодополнение лингвистических и правовых методов исследования. В целях выявления и изучения лексических новаций в сфере гражданского законодательства использовано описание фреймов, которые представляют собой иерархию взаимодействующих элементов.

30-34 253
Аннотация

В статье исследуется сущность юридической и корпоративной природы акционерного общества как юридического лица – наиболее совершенной предпринимательской организации в России. Доказывается преимущество указанной организационно-правовой формы юридического лица перед обществами с ограниченной ответственностью и иными формами хозяйствования, которые также распространены в России и порядок создания которых упрощенный. Кроме того, анализируется правовой статус органов управления акционерным обществом, его взаимоотношения с конкурентами и потребителями в процессе осуществления различных форм предпринимательской деятельности. Как показывает практика, в России именно акционерная форма хозяйствования ассоциируется у потребителей и партнеров с надежностью, устойчивостью и корпоративностью, в отличие от более распространенных в настоящее время обществ с ограниченной ответственностью. Значительное внимание в статье уделено правовому статусу органов управления корпорации, в частности, структуре публичного акционерного общества. Ссылаясь на точки зрения современных цивилистов и исследователей правовой природы юридического лица, автор убедительно доказывает эффективный характер деятельности акционерных обществ, в особенности публичных акционерных обществ (ПАО), поскольку наиболее крупные и известные представители бизнеса выбирают именно эту форму, способную путем открытой подписки и продажи акций привлекать значительное количество как российских, так и зарубежных инвесторов. Однако в статье также обращается внимание на то, что акционерная форма хозяйствования в гораздо большей степени, чем иные организационно-правовые формы, подвержена надзору и контролю со стороны государства, в силу чего предпринимательская деятельность акционерных обществ сталкивается с различного рода препятствиями и административными барьерами, а ее субъекты в лице органов управления юридического лица вынуждены зачастую подстраиваться под интересы не столько потребителей, сколько органов публичной власти.

35-40 203
Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы, используемые при установлении лиц, под контролем которых находится юридическое лицо, если акции или доли в уставном капитале такого юридического лица входят в состав закрытого паевого инвестиционного фонда. В подобных ситуациях выявление бенефициарного владельца, например, для целей исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, либо для исполнения требований антимонопольного законодательства, существенно усложняется, поскольку по законодательству об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Кроме того, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, распоряжается доверительный управляющий на основании договора доверительного управления. Таким доверительным управляющим является профессиональный участник рынка ценных бумаг – управляющая компания, деятельность которой лицензируется Банком России. В свою очередь, у управляющей компании паевого инвестиционного фонда, как у самостоятельного хозяйствующего субъекта, могут быть контролирующие лица, никак не связанные с владельцами инвестиционных паев – юридическими собственниками имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, которые в реальных сделках с таким имуществом не принимают какого-либо участия.

41-46 78
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы ответственности единоличного исполнительного органа общества, распределения бремени доказывания при предъявлении иска о взыскании убытков с исполнительного органа юридического лица, а также вопрос наличия самостоятельной воли юридического лица. Актуальность темы вызвана значительным увеличением в 2022–2023 гг. количества иностранных компаний, продающих бизнес в России. Эти процессы зачастую связаны с утилизацией товарных остатков и сырья с целью защиты интеллектуальной собственности и во избежание незаконного оборота своей продукции. Однако такие действия могут не совпадать с интересами нового собственника (нового участника) общества, доли которого продаются. В такой ситуации новый участник общества имеет право предъявить требования к единоличному исполнительному органу общества о взыскании убытков, поскольку именно исполнительный орган реализовал волю предыдущего участника путем осуществления действий, который нанесли ущерб обществу. Методологическую основу исследования составили логический, системный и формально-юридический (догматический) методы. В исследовании сделаны выводы о тождественности воли участника общества и воли самого общества, в связи с чем при ее изменении и предъявлении требований к исполнительному органу общества подлежит применению принцип, известный как эстоппель. Указанные действия должны быть квалифицированы как злоупотребление правом, в связи с чем в удовлетворении таких требований должно быть отказано.

47-54 187
Аннотация

Статья посвящена проблемам правоприменения смарт-контрактов в гражданском обороте. Смарт-контракты, или самоисполняющиеся цифровые контракты, привлекают внимание специалистов такими своими преимуществами, как, например, автоматизация процессов, снижение затрат и увеличение скорости исполнения сделки. Несмотря на это, применение их в гражданском обороте сталкивается с набором юридических и технологических проблем. В рамках настоящей работы исследуются такие вопросы, как юридическая сила смарт-контрактов, проблемы их исполнения и оценки юридических рисков. Исследуются история появления понятия «смарт-контракт», а также различные подходы к определению природы смарт-контракта. Достоинствами системы смарт-контрактов являются возможность вступления в правоотношения без привлечения посредников, автоматическое исполнение условий сделки, императивная регламентация условий и невозможность изменения программного кода, положенного в основу смарт-контракта. Настоящая работа может быть полезна специалистам в области цифровых технологий или юристам, изучающим право или практикующим в сфере правового регулирования цифровых технологий.

55-60 115
Аннотация

В статье рассмотрены основные правовые характеристики законных платежных средств, которые позволяют нейтрализовать многочисленные дискуссии в отношении правовой природы цифрового рубля, внедрение которого обусловлено стратегией цифровой трансформации государственного управления. В исследовании избран мультидисциплинарный подход – используются достижения не только права, но и экономики. В частности, изучена проблема легального определения денежных суррогатов. В статье указано, что последствием такого шага станет отнесение к категории незаконных денежных средств всех привычных средств платежа, которые активно используются в гражданском обороте наравне с монетами, банкнотами и безналичными денежными средствами. Введение легального определения и, как следствие, уточнение объектов права, попадающих под понятие денежного суррогата, потенциально приведет к тому, что их использование на территории Российской Федерации образует состав правонарушения, а это создаст ситуацию неопределенности для экономических связей. Вопросы вызывает и использование цифрового рубля, который отождествляется с цифровой валютой и, соответственно, не может быть законным средством платежа и денежной единицей как таковой. Не является цифровой рубль и электронным денежным средством. Приведенные в статье доводы позволяют сформировать целостное представление о правовых характеристиках законных платежных средств и обосновать законность существования цифрового рубля

61-65 126
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы цифровизации предпринимательской деятельности в сфере госзакупок с учетом повышения эффективности договорных отношений. С целью совершенствования российской системы закупок рассматриваются такие направления, как функционирование Единой информационной системы в сфере закупок в Российской Федерации (разработана в 2016 г. и полностью введена в эксплуатацию в 2019 г.), которая обеспечивает единство данных обо всех видах конкурентных закупочных процедур, проводимых в соответствии с общими требованиями к закупкам на государственной электронной площадке, а также рассмотрение современных информационных инструментов, созданных для помощи в принятии решений в области бизнес-анализа, а именно систем Business Intelligence (BI). Проанализировав научные работы, авторы пришли к выводу, что системы бизнес-анализа, получившие в последнее время значительное развитие, благодаря инновационным методам расширяют существующие возможности планирования закупок, позволяя визуально представлять данные о закупках и проводить их глубокий анализ без привлечения дополнительных ИТ-специалистов.

66-71 153
Аннотация

 Данная статья ставит своей целью осмысление содержания цифровых прав, цифровых финансовых активов, цифровой валюты и криптовалюты. Представители юридической науки пока не смогли прийти к единому мнению относительно сущности этих явлений. Цифровые права, цифровые финансовые активы и цифровая валюта претерпели существенные изменения, перейдя из категории общественных отношений (а именно отношений обладателей этих прав с их эмитентами (регуляторами) и иными лицами, складывающихся фактически исключительно стихийно) в категорию института действующего законодательства. Так, криптовалюта стала одним из видов цифровой валюты, а цифровая валюта не подчиняется нормам цифрового права. В статье критикуется законодательное определение цифровых прав, закрепляющее одновременно принцип легалитета и перечень юридических признаков цифрового характера права.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО

72-77 137
Аннотация

В статье рассматривается правовой аспект использования цифровых прав в условиях санкций. Предмет исследования – правовое регулирование оборота цифровых финансовых активов, выпущенных в Российской Федерации, а также их аналогов в дружественных странах. Это позволит не только разрешить современные проблемы, возникающие при регулировании цифровых прав, но и обеспечить полноценную интеграцию данного института на международном финансовом рынке. В статье использован ряд методов научного исследования, в частности, метод анализа, сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод сравнительного правоведения. Научная новизна заключается в том, что в ходе исследования предпринята попытка определить возможности взаимного размещения выпуска цифровых активов Российской Федерации и дружественных стран. Определено, что взаимное размещение выпуска цифровых активов возможно при соблюдении двух условий. Во-первых, в дружественной стране должно действовать правовое регулирование оборота цифровых финансовых активов, схожее с российским. Во-вторых, законодательством дружественных стран должна предусматриваться возможность размещения на их площадках иностранных цифровых финансовых активов. По итогам проведенного исследования был сделан вывод, что многие дружественные Российской Федерации страны не имеют в своем законодательстве нормативных актов, которые регулировали бы выпуск цифровых финансовых активов и их оборот. Только в некоторых странах в настоящее время ведется работа по созданию профильной нормативной базы. Также проведенное исследование показало, что в некоторых странах, несмотря на отсутствие специализированного законодательства, может осуществляться выпуск и совершение операций с цифровыми финансовыми активами.

78-84 72
Аннотация

Стремительное развитие компьютерных информационно-коммуникационных технологий, способствующих распространению телемедицины в клинической практике и возрастанию роли искусственного интеллекта в сфере здравоохранения, порождают множество новых проблем и спорных ситуаций, возникающих между врачами и пациентами. В настоящее время применение технологий искусственного интеллекта в медицинской сфере вызывает повышенный интерес со стороны медицинских организаций. Однако в текущем законодательстве отмечается несовершенство правового регулирования этой области. В связи с этим в настоящей статье проводится анализ юридических аспектов применения искусственного интеллекта в дистанционном взаимодействии между медицинскими работниками и пациентами (или их законными представителями) посредством компьютерных и мобильных устройств через сервисы телемедицины. В частности, автор уделяет особое внимание вопросу гражданско-правовой ответственности за возможный вред, причиненный при оказании медицинской помощи с использованием искусственного интеллекта. В статье также детально анализируется актуальное состояние правовой базы в области применения технологий искусственного интеллекта в сфере здравоохранения, а также выявляются потенциальные риски и проблемы, связанные с этим процессом. Автор статьи предлагает некоторые рекомендации, которые помогут медицинским организациям эффективно внедрять и использовать искусственный интеллект, соблюдая при этом правовые и этические нормы, а также сокращая возможный вред, который может быть причинен при оказании медицинской помощи с использованием искусственного интеллекта.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

85-91 99
Аннотация

Предметом исследования в статье выступают теоретические аспекты планирования деятельности по подготовке проектов законов и принятию законов в субъектах Российской Федерации. В работе изучаются содержание и особенности планирования на различных стадиях регионального законотворческого процесса в России. Делается вывод о том, что планирование может эффективно применяться не на всех стадиях законотворческого процесса, а только на двух из них – законоподготовительной и законодательной. В связи с этим автор приходит к заключению о некорректности с теоретико-правовых позиций использования понятия «планирование законотворчества», а также о необходимости комплексного подхода к исследованию планирования. Данный подход предполагает, что планирование деятельности по подготовке проектов законов и планирование деятельности по их рассмотрению законодательным органом и принятию должны рассматриваться в единой системе, как взаимосвязанные части одного процесса. С позиции комплексного подхода обосновывается целесообразность использования в научных исследованиях и нормативных правовых актах понятия «планирование законопроектной деятельности в субъектах Российской Федерации», а также дается авторское определение данного понятия.

Административное право и процесс

92-98 87
Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье выступает производство по делам об оспаривании в арбитражных судах решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Проводится анализ современного состояния рассмотрения дел, поднимается вопрос об объектах обжалования, обсуждается проблема законодательной регламентации участия прокурора при рассмотрении в арбитражных судах дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, при этом критическому исследованию подвергаются не только нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но и ведомственные акты органов прокуратуры. Автор, отмечая несовершенство законодательного регулирования рассматриваемого вида производства, приходит к выводу о необходимости восполнения образовавшихся законодательных пробелов. На примере материалов судебной практики автор обнаруживает целый ряд противоречий между законодательством и сложившейся правоприменительной практикой при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Автор предлагает собственное видение вариантов законодательного восполнения параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Экологическое право

99-105 93
Аннотация

Актуальность темы продиктована прежде всего обстоятельствами практического характера. Опасность непредсказуемых изменений в стабильном состоянии биосферы столь велика, что перед нынешними поколениями людей возникла задача экстренного совершенствования всех областей жизнедеятельности в соответствии с необходимостью сохранения сложившегося круговорота веществ и энергии в биосфере. На фоне роста числа глобальных экологических проблем в последние десятилетия многие страны захлестнула «зеленая повестка», в основе которой лежит постепенный переход к рациональным моделям производства и потребления. Результаты проведенного в начале 2023 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опроса о восприятии экологической стороны жизни в России свидетельствуют об ухудшении ситуации. Таким образом, необходимость научного анализа правопорядка в экологической сфере приобретает определяющий характер по отношению к другим элементам целостной системы правопорядка в обществе. Правовая регламентация отношений в той или иной сфере должна носить комплексный характер и осуществляться с учетом их взаимной детерминированности, с учетом «связи состояния». Только такой подход может обеспечить должный правопорядок во всех областях жизнедеятельности общества. В научных работах Н. Г. Александрова, В. В. Борисова, В. Н. Казакова, Л. С. Явича и др. была создана общая теория правопорядка. Кроме того, на современном этапе исследователи анализируют правопорядок в различных аспектах бытия, однако не затрагивают проблемы специфики правопорядка в тех или иных сферах жизни общества. Методологическую основу данной статьи составляют общенаучные и специальные методы исследования, такие как формально-логический, системный, сравнительный, методы анализа и синтеза, метод обобщения. В статье сформулировано понятие экологического правопорядка, выделены признаки, характеризующие данную правовую категорию, проанализированы соотношения понятий «правопорядок», «право», «действие права», «правовые отношения», а также сделан вывод, что экологический правопорядок – научная категория, позволяющая понять сущность и механизм реализации эколого-правовых предписаний.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

106-112 132
Аннотация

В условиях неправомерных экономических санкций в отношении Российской Федерации чрезвычайное значение приобретает регулирование иностранных инвестиций в рамках международных соглашений с дружественными государствами. Качественным изменением политико-правового обеспечения таких соглашений следует считать включение в них условий, предусматривающих обязательный учет интересов как инвесторов, так и государства, которое принимает инвестиции. Обосновано, что подобные правила позволяют защитить национальные интересы государства и избежать в дальнейшем внешнеполитического давления. В условиях антироссийских санкций сохраняет высокую актуальность для правового регулирования зарубежных капиталовложений выработка мер по созданию процедуры допуска иностранных инвестиций и установлению юридических гарантий. Аргументирована позиция о том, что Российская Федерация должна развивать взаимодействие со странами Евразийского экономического союза, которые являются дружественными юрисдикциями, относятся к одной правовой семье, во многом схожи в правовом и правоприменительном регулировании. Не менее важен и факт совместного исторического развития этих государств, благодаря чему доктринальные и легальные понятия об иностранных инвестициях довольно схожи. На примере инвестиционного взаимодействия России с Республикой Армения и Республикой Казахстан показаны особенности сложившегося политико-правового механизма сотрудничества и перспективы его совершенствования. Предложены правовые способы повышения эффективности инвестиционных отношений России с дружественными юрисдикциями в целях нивелирования негативных последствий экономических санкций.

113-125 101
Аннотация

Предметом настоящего исследования выступает состояние механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в настоящее время по поводу заключения и реализации инвестиционных соглашений с публичным партнером в Российской Федерации. Для этого в исследовании используются как общенаучные (синтез, анализ, индукция, функциональный метод), так и частно-юридические (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. В частности, для достижения поставленных в исследовании целей был изучен комплекс нормативных правовых актов, принятых в нашей стране на федеральном уровне в целях обеспечения прав и законных интересов частных инвесторов при оформлении ими правоотношений с публичными партнерами, дана обзорная характеристика отдельных норм из указанных документов. Новизна исследования заключается в критическом обзоре отдельных положений актов действующего инвестиционного законодательства и возможности их эффективного осуществления на практике не территории России. Итоговые выводы, сделанные в настоящем исследовании, сводятся к следующим тезисам: российское инвестиционное законодательство пока не демонстрирует единообразного подхода к точному пониманию терминов «инвестиции» и «инвестиционные соглашения»; частный инвестор гипотетически может использовать сразу несколько правовых режимов своей деятельности, основанных на нормах разных профильных федеральных законов, однако параметры такого совмещения в законе точно не описаны; отечественные нормативные правовые акты, действующие в сфере регулирования инвестиционного партнерства, зачастую по-разному воспринимают правовую категорию объектов инвестиций, в чем можно увидеть некоторое несовершенство их юридико-технического инструментария в данном вопросе; смешанная отраслевая принадлежность некоторых правовых норм, связанных с денежно-финансовым обеспечением совершения частных инвестиций, и тем самым предлагаемый ими механизм надлежащего правового регулирования пока остаются не до конца определенными; отдельные гарантированные законом права частных инвесторов, в частности, земельно-имущественные, не получили достаточного процедурно-правового сопровождения для их полноценной реализации при осуществлении общефедеральных инвестиционных проектов, чего нельзя сказать о более успешном опыте, отраженном в законодательстве субъектов Российской Федерации.

СПОРТИВНОЕ ПРАВО

126-137 78
Аннотация

Недружественное политическое влияние, оказываемое со стороны США и их сателлитов на Россию по всем основным направлениям социально-экономического развития, вылилось в том числе в фактический запрет для российских спортсменов участвовать в крупных международных соревнованиях под российским флагом. Это приводит к временной утрате национальной идентичности российского спорта и объективно требует развития традиционных и внедрения инновационных подходов в области взаимодействия российских субъектов спорта со спортивными организациями в условиях санкций и развивающихся деглобализационных процессов, способствующих формированию многополярности. В качестве основных методов при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и другие. В работе приведены результаты исследования основных подходов к развитию и совершенствованию взаимодействия в спортивной сфере с использованием методов спортивной дипломатии как составной части публичной дипломатии. Научную новизну исследования составили выводы, в соответствии с которыми в современных условиях с целью преодоления санкционных запретов российским спортивным командам на первоначальных этапах целесообразно начать использовать возможности Equipe Unifee через наднациональные спортивные органы, действующие в рамках СНГ (Совет по физической культуре и спорту СНГ), и другие региональные международные организации, в которых Россия выступает в качестве постоянного члена-участника, прежде всего ЕАЭС и ШОС, вплоть до полного устранения препятствий для полноценного возвращения российских спортивных команд в большой спорт. Также внесены предложения по совершенствованию правового обеспечения взаимодействия в указанной сфере на международном уровне.

138-146 106
Аннотация

Характер отношений спортсменов (спортивных команд), спортивных агентов, клубов, спортивных клубов (спортивных федераций) основан на равноправии, свободе договора и автономии воли сторон, т. е. на отношениях, регулируемых нормами частного права. Эта сфера общественных отношений, как и любая другая, проходит начальный этап развития, для которого характерен правовой вакуум – отсутствие регулирующих ее норм права. Однако даже в этом случае она регулируется общими нормами частноправовых договоров, которые могут быть унифицированы (либо государством, либо одной из сторон общественных отношений). Кроме того, очевидно, что частноправовые договоры априори подчинены нормам действующего законодательства. Данная статья представляет собой попытку выявить основные проблемные вопросы правового регулирования отношений в области, регулируемой договорными нормами, с целью определения направления его развития

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

147-152 161
Аннотация

В статье рассматриваются особенности становления и развития правовой системы Евразийского экономического союза на современном этапе. Автором статьи выделена структура зарождающейся правовой системы ЕАЭС. Также к предмету проведенного в данной статье исследования относится и вопрос об определении места правовых актов ЕАЭС в национальной правовой системе каждого из входящих в интеграционное объединение государств. Право ЕАЭС являет собой особую правовую систему, не совпадающую с системой международного права, но и не входящую структурно в национальное законодательство. Ключевым отличием права ЕАЭС от права ЕС является отказ от расширения действия норм евразийского права за счет так называемых подразумеваемых полномочий, отсутствующих в учредительных документах ЕАЭС. Таким образом выбор был сделан в пользу определенности правового регулирования.

Уголовное право и процесс

153-166 214
Аннотация

Работа нацелена на исследование девиантного поведения мигрантов в социальном пространстве и механизмов принудительной регуляции незаконного миграционного поведения в России. Предметом исследования выступает динамика и структура преступности мигрантов на территории России, а также механизмы принудительной регуляции противоправного поведения мигрантов при участии институтов государственной власти. Авторское исследование посвящено не только анализу географии распространения миграционной преступности, мониторингу девиантной активности мигрантов и лиц без гражданства на территории России, но и выявлению особенностей криминологического и социально-демографического облика осужденных мигрантов и лиц без гражданства. Пристальное внимание авторы исследования уделяют анализу современных каналов миграции в Россию и действующих форм принудительного возвращения мигрантов и лиц без гражданства – депортации, административного выдворения и процедуры реадмиссии. Методологическую основу исследования составили системный, институциональный и диалектический подходы к анализу и обобщению информации из различных источников. Исследование выполнено с помощью методов статистического количественного анализа данных, полученных от Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии, Росстата и МВД за период с 2018 по 2022 г., и анализа национального законодательства в области миграционной политики, международного, административного и уголовного права.

167-173 81
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы ограничения адвокатской тайны. Особое внимание уделяется этической стороне ограничения адвокатской тайны с учетом современных реалий необходимости защиты жизни и здоровья человека. Цель исследования состоит в установлении баланса частных и публичных интересов при решении вопроса об ограничении адвокатской тайны. Предметом данного исследования выступило российское законодательство, регламентирующее порядок сохранения адвокатской тайны, а также позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанные им в своих определениях и постановлениях. При написании статьи использовались общенаучные и специальные методы познания. В результате проведенного исследования авторы полагают необходимым очень взвешенно подойти к решению вопроса об ограничении адвокатской тайны и учитывать необходимость защиты жизни и здоровья человека.

174-179 131
Аннотация

В статье рассмотрены изменения и дополнения уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие новые возможности при производстве отдельных следственных действий, а также новые виды следственных действий. Уделяется внимание проблеме отсутствия законодательного определения следственных действий, которое содержало бы указание на основные признаки, характерные для всех следственных действий. Ввиду важности своевременного, эффективного производства следственных действий для сбора и проверки доказательств дается анализ новых возможностей, которые законодатель предусмотрел в работе следователя (дознавателя) для отдельных видов следственных действий. Кроме того, дается анализ изменений законодательства, которые расширили традиционный перечень видов следственных действий, дополнив его такими разновидностями, как наложение ареста на имущество физических и юридических лиц, реализация и уничтожение вещественных доказательств. Такое дополнение перечня видов в системе следственных действий практически стирает различия между процессуальными действиями следователя и собственно следственными действиями.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)