ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВОЕ ПРАВО 
Настоящая статья посвящена исследованию актуального вопроса оборота цифровых прав в Республике Беларусь. В качестве основы исследования авторами был положен Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», приложением к которому является Положение о Парке высоких технологий, успешно функционирующим в Беларуси. Авторами проведен анализ как структуры нормативного акта, так и отдельных понятий, а также алгоритма совершения операций с цифровой валютой. Авторами проанализированы положительные положения регулирования. Выделены также и отдельные недостатки, которыми, на взгляд авторов, являются неясность ряда требований, например, манипулирование ценами на токены. Кроме того, в документе отмечено множество требований к добросовестности, что может затруднить понимание со стороны рядового пользователя.
В рамках настоящей статьи авторы предприняли попытку проанализировать систему нормативных правовых актов Канады, регулирующих оборот цифровых прав. Посредством проведения компаративистского исследования ключевых понятий авторами отмечается, что канадское законодательство имеет иной, чем принятый в России, подход к определению термина «цифровые права». В этой связи в статье затрагиваются вопросы становления и дальнейшего развития правового регулирования именно цифровых активов. Авторами сделан вывод, что канадское законодательство является одним из наиболее толерантных к криптовалюте в мире, не признавая ее при этом в качестве валюты, однако позволяя использовать как средство платежа. В то же время правительство Канады предпринимает значительные меры к недопущению использования криптовалют и инвестиционных платформ для отмывания денег, финансирования терроризма и иной противозаконной деятельности. В статье исследуются критерии отнесения канадским регулятором криптоактивов к ценным бумагам, требования законодателя к регистрации платформ по торговле цифровыми валютами. Результаты проведенного исследования могут послужить основой для разработки предложений в целях дальнейшего совершенствования российского гражданского законодательства в части, касающейся регламентации порядка оборота цифровых активов.
В 2022 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)», предусматривающий расширение перечня охраняемой законом интеллектуальной собственности. Проект Федерального закона предполагает обеспечить правовую охрану экземпляров произведений искусства в виде невзаимозаменяемых NFT-токенов. В этой связи в настоящей статье рассмотрена правовая природа экземпляров произведений искусства в виде невзаимозаменяемых NFT-токенов. Автором отмечается, что создание и использование NFT-токенов произведений искусства охватывается исключительным правом на произведение, в то время как создание такого токена фактически не ведет к созданию нового результата интеллектуальной деятельности, в связи с чем введение данной правовой новеллы видится спорным. В то же время отмечается, что с 2019 г. в Российской Федерации развивается новый правовой институт цифровых прав, правовая природа которого представляется более близкой к отношениям по поводу владения и распоряжения экземплярами произведений искусства, записанных в виде невзаимозаменяемых токенов.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 
В статье проведен анализ особенностей применения мер гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок, раскрывается карательный характер гражданско-правовой ответственности, выявляются особенности применения гражданско-правовых санкций. Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы, регламентирующие особенности применения мер гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок. В целях анализа выбранной проблематики использованы такие методы, как сравнительно-правовой, правовое моделирование, системный анализ. Научная новизна выбранной проблематики заключается в том, что в статье проведен анализ гражданско-правовых норм, регулирующих механизм применения мер гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: гражданско-правовая ответственность, применяемая в сфере государственных и муниципальных закупок, представляет собой опосредованное правоотношение, возникающее как следствие нарушения прав одной из сторон основных гражданско-правовых правоотношений другой стороной; гражданско-правовая ответственность обладает всеми признаками, свойственными гражданским правоотношениям; в сфере закупок применяются общегражданские меры гражданско-правовой ответственности, а именно: неустойка, взыскание убытков, взыскание процентов за неосновательное пользование чужими денежными средствами; гражданско-правовая ответственность в сфере закупок подразумевает наличие карательного элемента.
Автором статьи проведено исследование результатов практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о приобретении права собственности в силу действия норм приобретательной давности за 2020–2021 гг. Целью проведенного автором анализа является разрешение научной гипотезы об учете либо отсутствии учета правовых позиций, выработанных российской судебной практикой, на проект реформы института приобретательной давности. Методологическую основу исследования составили синтез, сравнительно-правовой, технико-юридический, формально-логический анализ. Выявлены особенности и проблемы процесса признания права собственности на жилые помещения, иные объекты недвижимости и движимые вещи в порядке приобретательной давности. Кроме того, определены дефекты механизма защиты прав давностного владельца, имеющие процессуальный характер, предложены варианты их устранения. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу об отсутствии учета правовых позиций, выработанных в практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам о приобретении права собственности в порядке приобретательной давности при подготовке проекта российской реформы института приобретательной давности.
В статье рассматриваются аспекты гражданско-правового регулирования института наследственного договора с позиции структурно-содержательного анализа его законодательной конструкции. В качестве источников исследования выступают гражданское законодательство Российской Федерации, Германии, Латвии, достижения доктрины и практика реализации изучаемого института. Цель работы – систематизация достижений доктрины, анализ соответствующей российской и зарубежной практики и выработка собственной научной позиции относительно обозначенного в исследовании круга вопросов. Предмет научной работы – правоотношения, возникающие в связи с функционированием института наследственного договора. В ходе исследования использовались диалектический метод познания действительности, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой и общенаучные методы анализа, синтеза и аналогии, а также методы системного толкования закона и правового моделирования. На основе исследования нормативно-правовых актов России и ряда государств континентальной правовой системы, доктринальных позиций автор аргументирует необходимость дальнейшего развития отечественной модели института наследственного договора с учетом положительного опыта его гражданско-правового регулирования в зарубежных государствах. Обоснована необходимость исправлений выявленных недостатков юридической техники законодательной конструкции наследственного договора и дополнительного уточнения его признаков, более детального урегулирования наследственного договора. В результате исследования автором предлагаются способы решения выявленных проблем посредством внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов, касающихся прав и обязанностей родителей и детей, – имущественному, а именно созданию результатов интеллектуальной деятельности в процессе совместной деятельности указанными членами семьи. Автор выделяет основные этические и имущественные проблемы в данной сфере правового регулирования и анализирует их с точки зрения не только гражданского, но и трудового и семейного законодательства. Особое внимание уделяется принципу добросовестности, одному из ключевых принципов гражданского права, который в данной проблематике пересекается и со смежными отраслями российского права. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в гражданское законодательство в сфере распределения доходов в результате создания произведений совместно родителями и детьми и учету принципа добросовестности не только в гражданско-правовых, но и семейных правоотношениях.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ 
В статье рассматриваются международные стандарты в области прав и свобод человека с учетом современных реалий. При написании научной статьи использовались общенаучные и специальные методы познания. На основе анализа положений международных актов, регламентирующих права человека, авторы приходят к выводу, что эти акты носят лишь рекомендательный характер. Авторы сравнивают возможные ограничения прав и свобод в различных актах. Новизна и актуальность проведенного научного исследования заключается в выводах о том, что: 1) в международных отношениях в сфере соблюдения прав граждан, как и в межгосударственных отношениях, положения норм международных правовых актов всецело подменены правилами ситуативного и целесообразного поведения, которые навязываются слабому и фактически не суверенному государству. Если контрагент эти правила не принимает, то представители однополярного мира применяют весь спектр силового давления на противника (конкурента), начиная от посягательства на его имущество и имущество его юридических лиц, граждан, и заканчивая ведением прокси-войн, которые нередко перерастают в открытый вооруженный конфликт; 2) международные стандарты в области прав и свобод человека в XXI в. укладываются в тенденцию пренебрежения ими и отступления от них, если государство (межгосударственное образование) в своей деятельности преследует свои геополитические, политические, экономические и иные цели, руководствуясь принципом ситуативной целесообразности, а не принципами международного права, в том числе и в сфере соблюдения прав, свобод и интересов граждан в любой области их частной жизни.
В статье рассматриваются основные положения Общего регламента по защите персональных данных (далее – GDPR) и Федерального закона № 152 «О персональных данных» (далее – ФЗ-152) как основных источников правового регулирования сферы персональных данных в России и Европейском союзе. Проводится сравнительно-правовой анализ норм Регламента и ФЗ-152 с учетом изменений, внесенных в закон. Подчеркивается высокий уровень развития законодательного регулирования GDPR в вопросах обеспечения безопасности обработки персональных данных, прав субъектов персональных данных, а также во взаимодействии участников процесса обработки данных с надзорными органами. Особое внимание уделяется механизмам защиты персональных данных, оцениваются возможные последствия и их влияние на бизнес в рамках внесенных изменений в ФЗ-152. Делается вывод о том, что инициированные поправки к закону в значительной степени направлены на обеспечение прав и интересов субъектов персональных данных, но в то же время могут вызвать усложнение процессов для бизнеса.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 
В статье рассматриваются историко-правовые проблемы происхождения государства и права с позиции софикратической (интеллектуально-аристократической) теории. Автор, анализируя генезис древнейших цивилизаций мира (египетской, шумерской, харапской и китайской), известных современной науке, приходит к выводу, что становление политико-правовых институтов человечества осуществлялось по плану, разработанному жреческим сословием, совмещавшим в себе качества ученых, идеологов, религиозных вождей и авторитетных деятелей культуры. Государство и право в первую очередь есть продукт человеческой мысли, материализованной в законодательстве и юридической практике. Развитое правовое мышление невозможно без накопления знаний, создающих сложную урбанистическую культуру. Поэтому генезис государственно-правовой организации социума явился закономерным результатом накопления знаний интеллектуальными софикратами – истинными аристократами древнего социума. По сути, в статье отмечается, что экономическая, идеологическая, военная, классовая, биологическая, цивилизационная и др. гипотезы происхождения государства, актуальны лишь в процессе их гностического переосмысления в качестве вторичных факторов развитого знания. Кроме того, автором особо подчеркивается, что тайны овладения огнем, выращивания и выпечки хлеба, изобретения письменности и математики, еще не были проанализированы с позиции протогосударственных факторов. Говоря однозначно, знание первично к праву и государству. В статье рассматриваются историко-правовые проблемы происхождения государства и права с позиции софикратической (интеллектуально-аристократической) теории. Автор, анализируя генезис древнейших цивилизаций мира (египетской, шумерской, харапской и китайской), известных современной науке, приходит к выводу, что становление политико-правовых институтов человечества осуществлялось по плану, разработанному жреческим сословием, совмещавшим в себе качества ученых, идеологов, религиозных вождей и авторитетных деятелей культуры. Государство и право в первую очередь есть продукт человеческой мысли, материализованной в законодательстве и юридической практике. Развитое правовое мышление невозможно без накопления знаний, создающих сложную урбанистическую культуру. Поэтому генезис государственно-правовой организации социума явился закономерным результатом накопления знаний интеллектуальными софикратами – истинными аристократами древнего социума. По сути, в статье отмечается, что экономическая, идеологическая, военная, классовая, биологическая, цивилизационная и др. гипотезы происхождения государства, актуальны лишь в процессе их гностического переосмысления в качестве вторичных факторов развитого знания. Кроме того, автором особо подчеркивается, что тайны овладения огнем, выращивания и выпечки хлеба, изобретения письменности и математики, еще не были проанализированы с позиции протогосударственных факторов. Говоря однозначно, знание первично к праву и государству.
В статье приведены основные результаты научного исследования организационно-правового обеспечения реализации нацпроектов России 2019–2024 гг. с учетом их последующего развития в перспективе до 2030 г. Определены наиболее конкурентоспособные направления и возможности формирования на их основе новых векторов социально-экономической деятельности, гармонизированных с общими и специальными тенденциями все более расширяющейся цифровизации, способных противостоять новым вызовам и угрозам глобального, регионального и локального масштаба. Внесены предложения, направленные на совершенствование правового обеспечения в указанной сфере с учетом процессов глобализации, а также неблагоприятных последствий пандемических и санкционных явлений. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и др. Научную новизну исследования составили выводы, в соответствии с которыми, обращаясь прежде всего к вопросам семьи и семейных ценностей в современном государстве, рассмотренный в настоящей работе классический либерализм, достаточно сильно укоренившийся в том числе и в России, предполагает атомистический индивидуализм, который подрывает семейную целостность. Таким образом, классический либерализм не подрывает основы семьи допущением о ее наполненности атомистическими, независимыми личностями. Скорее, согласно историческим данным, такие индивидуальности рождаются в семье, тем самым допуская ее создание. При этом в особом внимании классического либерализма к семье присутствует и экономический аспект, о чем свидетельствует тот факт, что полноценные семьи с двумя родителями процветают в относительно свободных экономиках, например, индустриально развитых стран. Здоровье семьи повышает вероятность экономического успеха ее детей. В довольно свободной экономике здоровые домохозяйства способствуют достижению более благоприятных экономических результатов. Свободные рынки фактически вознаграждают здоровые семьи, поддерживают, а не подрывают их. Соответственно, для приверженцев консервативных идей важность обеспечения и поддержания здоровых семей должна стать частью любой будущей политической экономики свободного рынка. В статье приведены основные результаты научного исследования организационно-правового обеспечения реализации нацпроектов России 2019–2024 гг. с учетом их последующего развития в перспективе до 2030 г. Определены наиболее конкурентоспособные направления и возможности формирования на их основе новых векторов социально-экономической деятельности, гармонизированных с общими и специальными тенденциями все более расширяющейся цифровизации, способных противостоять новым вызовам и угрозам глобального, регионального и локального масштаба. Внесены предложения, направленные на совершенствование правового обеспечения в указанной сфере с учетом процессов глобализации, а также неблагоприятных последствий пандемических и санкционных явлений. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и др. Научную новизну исследования составили выводы, в соответствии с которыми, обращаясь прежде всего к вопросам семьи и семейных ценностей в современном государстве, рассмотренный в настоящей работе классический либерализм, достаточно сильно укоренившийся в том числе и в России, предполагает атомистический индивидуализм, который подрывает семейную целостность. Таким образом, классический либерализм не подрывает основы семьи допущением о ее наполненности атомистическими, независимыми личностями. Скорее, согласно историческим данным, такие индивидуальности рождаются в семье, тем самым допуская ее создание. При этом в особом внимании классического либерализма к семье присутствует и экономический аспект, о чем свидетельствует тот факт, что полноценные семьи с двумя родителями процветают в относительно свободных экономиках, например, индустриально развитых стран. Здоровье семьи повышает вероятность экономического успеха ее детей. В довольно свободной экономике здоровые домохозяйства способствуют достижению более благоприятных экономических результатов. Свободные рынки фактически вознаграждают здоровые семьи, поддерживают, а не подрывают их. Соответственно, для приверженцев консервативных идей важность обеспечения и поддержания здоровых семей должна стать частью любой будущей политической экономики свободного рынка.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО 
ESG-принципы имеют важное значение для инвесторов при решении вопроса о возможности вкладывать свои средства в реализацию инвестиционных проектов на территории конкретного субъекта. В статье представлена структура ESG-принципов, состоящая из трех основных аспектов: экология, управление и социальное развитие. Обосновывается, почему ESG-принципы важны для компаний и инвесторов. Особое внимание акцентируется на принципах ответственного инвестирования. В статье представлена модель инвестиционной привлекательности региона на основе ESG-принципов, которая показывает, что инвестиционная привлекательность зависит не только от развития основных факторов, но и от эффективности осуществления принципов устойчивого инвестирования. Особое внимание уделено факторам, которые следует учитывать в методике оценки инвестиционного потенциала региона, а именно: степени раскрытия информации нефинансового характера организациями региона и затратам на окружающую среду. Авторы отмечают необходимость внебюджетного финансирования и мобилизации федеральных средств для перехода к ESG-принципам, а также важность внедрения ESG-принципов в документы стратегического планирования регионов.
Статья посвящена рассмотрению и анализу источников права, применяемых к регулированию инвестиционных отношений, которые, по мнению авторов, являются важнейшим компонентом в развитии экономики государств. Инвестиции служат основой экономической деятельности и важной предпосылкой для инноваций, роста производства и торговли. Поэтому привлечение инвестиций в экономику на современном этапе является одной из первоочередных задач в мире и, в частности Российской Федерации. Инвестиционная деятельность практически всегда сопряжена с рисками. Вкладывая капитальные ресурсы в экономику своего или иного государства, инвесторы сталкиваются с проблемой возможной потери данных денежных средств при неблагоприятном развитии экономической, политической ситуации. Поэтому на первый план выходит необходимость защиты прав инвесторов и самих инвестиций в рамках российского и международного права. Авторы отмечают, что в отношении иностранных инвестиций регулирование зачастую обеспечивается двусторонними соглашениями между государствами, что не исключает возникновение спорных ситуаций между участниками инвестиционных отношений. Значительную роль в правовом регулировании инвестиционных отношений играют соглашения, заключаемые Российской Федерацией с государствами, входящими в такие международные организации, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
Исследование посвящено актуальным проблемам трансграничного регулирования прямых иностранных инвестиций с точки зрения позиции Российской Федерации в глобальном управлении прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Методология данного исследования основана на общенаучных методах познания, таких как анализ и синтез, системный подход. Материалы, на которых основана данная работа, включают в себя официальные правовые источники, а также данные международных организаций. Показано, что в современных реалиях влияние России на управление глобальными процессами, связанными с трансграничным движением инвестиций, является ограниченным и во многом обусловлено внешними негативными политическими факторами. При этом заключение универсальной многосторонней конвенции в сфере трансграничного движения инвестиций не представляется возможным, что определяет дальнейшую деформацию международного режима ПИИ, укрепление региональных сил и наращивание их влияния на глобальные процессы, в том числе посредством интеграционных группировок, таких как ЕАЭС, БРИКС и ШОС. Исследование посвящено актуальным проблемам трансграничного регулирования прямых иностранных инвестиций с точки зрения позиции Российской Федерации в глобальном управлении прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Методология данного исследования основана на общенаучных методах познания, таких как анализ и синтез, системный подход. Материалы, на которых основана данная работа, включают в себя официальные правовые источники, а также данные международных организаций. Показано, что в современных реалиях влияние России на управление глобальными процессами, связанными с трансграничным движением инвестиций, является ограниченным и во многом обусловлено внешними негативными политическими факторами. При этом заключение универсальной многосторонней конвенции в сфере трансграничного движения инвестиций не представляется возможным, что определяет дальнейшую деформацию международного режима ПИИ, укрепление региональных сил и наращивание их влияния на глобальные процессы, в том числе посредством интеграционных группировок, таких как ЕАЭС, БРИКС и ШОС.
МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО 
Статья посвящена изучению воздействия трудовой миграции на экономику современной России. В работе на основе рассмотренной научной литературы анализируются экономические причины, побуждающие к трудовой миграции. Автор обращает внимание на высококвалифицированных трудовых мигрантов, называя их катализаторами экономического роста принимаемого государства. Уделяется внимание проблеме притока низкоквалифицированных мигрантов, изучаются факторы, способствующие данному явлению. Акцентируется внимание на том, что с учетом современных условий развития экономики России важно создавать благоприятные условия для вовлечения высококвалифицированных трудовых иммигрантов во все сферы экономики: промышленность, сельское, лесное хозяйство, строительство, торговлю и общественное питание и т. д. Сформулированы предложения по улучшению организационно-правового регулирования закупок сельскохозяйственной продукции в Херсонской и Запорожской областях. Определена авторская категория организационно-правового регулирования трудовой миграции, сформулированы рекомендации по совершенствованию как организационного, так и правового регулирования в сфере цифровой экономики. Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы научного познания. Системный метод позволил исследовать проблемы в сфере трудовой миграции в единстве их социального содержания и юридической формы. С помощью логикосемантического метода углублен понятийный аппарат. Для анализа особенностей организационно-правового регулирования трудовой миграции использовались методы анализа, синтеза, классификации.
В статье исследуются нормы уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющие порядок исчисления времени отбывания такого уголовного наказания, как принудительные работы. При написании статьи использовались эмпирические методы описания, теоретические методы формальной и диалектической логики, а также частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. На основе положений нормативно-правовых актов и научной литературы сформулирован вывод о необходимости изменения правил исчисления срока анализируемого наказания. Автором предложено рассчитывать период отбывания принудительных работ в зависимости от времени, в течение которого осужденный официально состоит в трудовых отношениях. При этом в срок принудительных работ не должны засчитываться рабочие дни, когда осужденный по неуважительным причинам отсутствовал по месту работы, что будет способствовать полноценному отбыванию уголовного наказания. В процессе исследования также выделены дополнительные промежутки времени, не связанные с реальным отбыванием принудительных работ, но подлежащие обязательному учету при исчислении срока наказания: период нахождения осужденного в помещении для нарушителей и период задержания осужденного по причине его уклонения от отбывания наказания. Данные периоды, наряду с периодом краткосрочных выездов за пределы исправительного центра, предложено засчитывать в срок отбывания принудительных работ по особым правилам.