ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВОЕ ПРАВО
В статье раскрывается правовая природа цифровых прав на основе анализа положения японского национального законодательства и международных доктринальных источников, дана краткая характеристика особенностей правового регулирования цифровых прав в Японии, выявлено соотношение понятий «цифровые права» и «права в цифровой среде». Авторы в ходе исследования используют сочетание диалектического общенаучного метода познания с частнонаучными, характерными для исследования в области юриспруденции: сравнительно-правовым, технико-юридическим, формально-логическим. Новизна исследования обусловлена комплексным подходом к рассмотрению вопроса реализации цифровых прав в различных сферах деятельности. В частности, неотчуждаемые права на защиту персональных данных рассматриваются, помимо прочего, в контексте цифрового здравоохранения, использования виртуальных цифровых платформ, взаимодействия потребителя и предпринимателя в цифровой среде и др. Авторы в ходе исследования затрагивают вопросы режима льготного налогообложения субъектов инвестиционной деятельности, связанной с цифровой трансформацией экономики, а также вопросы создания правовых механизмов обеспечения цифровых прав при обмене и торговле криптоактивами. Результаты исследования могут быть положены в основу выработки предложений по изменению российского законодательства в части реализации и обеспечения цифровых прав (в узком (отраслевом) значении этого термина), а также использованы в целях выявления универсальной сущности цифровых прав и определения механизмов их обеспечения в рамках более детального научного исследования.
В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования объектов виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание уделено аспектам, связанным с защитой авторских прав при работе с виртуальными объектами. Автором отмечается, что в настоящее время технологии развиваются очень быстро. Виртуальная и дополненная реальность стали нашей повседневностью. К сожалению, юридическая наука и законодательство не успевают за реальностью, и проблемы, связанные с защитой авторских прав в виртуальном мире, на данный момент практически никак не урегулированы. В практике уже встречаются споры, связанные с оборотом виртуальных объектов. К ним применяются нормы «реального» законодательства, которые не в полной мере соответствуют специфике виртуального мира и объектов, обращающихся в нем. Это обусловливает необходимость доработки действующего законодательства и внедрения в него норм, касающихся именно виртуальных объектов. В статье рассмотрены особенности виртуальных объектов, показана важность специального регулирования данных объектов и невозможность использования для такого регулирования существующих норм. Также раскрыты методы, которые возможно использовать в действующей обстановке, когда специальные меры регулирования еще не проработаны. Ведь на их разработку уйдет довольно длительное время, в течение которого могут возникать различные проблемы, связанные с использованием виртуальных объектов.
Ввиду активного развития информационно-телекоммуникационных технологий интернет-торговля с каждым годом увеличивает свои обороты. В связи с этим в данном секторе коммерческой деятельности возникают новые общественные отношения, которые требуют особого рассмотрения и правового регулирования. Одним из малоизученных аспектов интернет-торговли является внедрение сервисов безопасных сделок – эскроу-сервисов, которые широко распространены в западных странах. Автор анализирует положения действующего законодательства, которые определяют правовую природу и понятие «эскроу» как способ обеспечения исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному дистанционно в Интернете. В статье также рассматриваются некоторые особенности правового регулирования эскроусервисов безопасных сделок, которые постепенно обретают популярность среди различных интернетмагазинов в России. Автор приходит к выводу, что эскроу имеет значительные преимущества перед традиционными способами оплаты и может найти широкое применения в различных отраслях, в частности в сфере онлайн рынка.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым статусом искусственного интеллекта, в частности правами интеллектуальной собственности на объекты, созданные с его помощью. В настоящее время развитие искусственного интеллекта достигло такого уровня, при котором он в состоянии создавать различные объекты – базы данных, всевозможные разработки и даже произведения искусства. При этом вопрос о правовой защите авторских прав на такие объекты до сих пор не решен. Фактически, действующее российское законодательство не рассматривает возможность признания в качестве автора компьютерной программы искусственный интеллект. В связи с этим возникает вопрос, кто именно будет считаться автором созданного произведения: создатель программы, ее пользователь или же вообще данное произведение не может выступать объектом охраноспособности. Законодательство зарубежных стран, работающих в системе общего права, пришло к выводу о необходимости признания авторства за лицом, создавшим программу. Это спорное решение, однако оно имеет право на существование. Современная юридическая мысль приходит к выводу о необходимости наделения правосубъектностью систем искусственного интеллекта. Такое решение избавит от множества проблем и позволит более четко регулировать процессы, происходящие в современном обществе.
В статье затрагивается проблема внедрения информационных технологий в договорную составляющую железнодорожных перевозок грузов. Автором было установлено, что грузоперевозочный договор совершается в простой письменной форме и может иметь электронное выражение. Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время не имеется законодательно установленных форм для подобного рода сделок с использованием смарт-контрактов. В работе рассмотрен как положительный, так и отрицательный эффект от использования систем электронного обмена данными на цифровой платформе с использованием блокчейн-технологий в заключении электронных договоров на железнодорожном транспорте. Предметом исследования явились нормы гражданского законодательства Российской Федерации, материалы правовой литературы в области грузоперевозок и цифровых правоотношений между соответствующими субъектами. Методологическую основу исследования составили исторический метод (развитие автоматизированной логистической системы на железнодорожном транспорте); методы анализа, синтеза и сравнения (при рассмотрении различных точек зрения относительно формы заключения договора перевозки грузов); формально-юридический метод (при формулирование основных понятий, таких как: «смарт-контракт», «электронный договор», «блокчейн», «грузоперевозки» и т. д.).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В связи с появлением в российской правовой действительности такого явления, как бизнес-акселератор, на первый план неизбежно выдвигаются вопросы о правовой квалификации данного правового явления и, в частности, вопрос о возможном отнесении бизнес-акселератора к объектам или субъектам права. Ответ на этот вопрос является ключевым в рамках правового регулирования деятельности бизнес-акселератора, поскольку определяет возможность осуществлять права и нести обязанности, а также возможность быть самостоятельным участником правоотношений, складывающихся в рамках акселерационной программы. С одной стороны, бизнес-акселератор обладает признаками имущественного комплекса, которому может быть присущ соответствующий правовой режим, с другой стороны, фактические аспекты деятельности бизнес-акселераторов складываются таким образом, что у бизнес-акселератора появляются признаки самостоятельного субъекта права. В статье проведен субъектно-объектный анализ признаков бизнес-акселератора в разрезе основных научных концепций с целью выявления наличия признаков субъекта права, объекта права и отдельно признаков имущественного комплекса, занимающего особое место в российской правовой системе. По результатам проведенного анализа сформулированы и представлены выводы, которые являются базисом для проведения дальнейших исследований по данному направлению, а также совершена попытка формулировки авторских определений бизнес-акселератора.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
В статье рассматривается содержание термина «репродуктивные права» в контексте международных документов и российского законодательства, а также анализируется специфика их реализации в целом и в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий в частности. Предметом исследования является механизм правовой регламентации репродуктивных прав человека, их содержание и порядок реализации. В целях анализа выбранной проблематики использованы такие методы, как сравнительноправовой, правовое моделирование, системный анализ. Научная новизна выбранной тематики определяется недостаточностью исследования сферы репродуктивного права и способов его реализации. В статье предпринята попытка охарактеризовать современное состояние данного института, а также предложены возможные направления его развития. Проведенный анализ позволил сформулировать вывод о том, что необходимо внести изменения в действующее семейное законодательство, закрепив равенство прав мужчин и женщин на использование репродуктивных технологий независимо от факта наличествования брачно-семейных отношений. При этом следует принять самостоятельный нормативно-правовой акт, регулирующий правовые отношения в сфере репродуктологии. В свою очередь правовое просвещение населения в области репродуктивных прав позволит повысить рождаемость в стране.
Основой любого общества является семья. Построение семьи в современной действительности имеет важное социальное, экономическое, правовое и морально-этическое значение. Поддержка института семьи необходима для развития государства и наций. Сегодня взгляд на институт семьи существенно изменен, и эта трансформация приводит к увеличению количества разводов, уменьшению рождаемости детей. Популярность применения вспомогательных репродуктивных технологий обусловливает необходимость более детального научного изучения и законодательного регулирования данной области. В свете этих вопросов становится актуальным определение совокупности прав членов семьи, в частности, правового статуса матери и ребенка, составляющих основу института семьи. В статье исследованы семейные права матери и ребенка. Методология исследования составляет общенаучные и частнонаучные методы, такие как логический, диалектический, историко-правовой, метод анализа, комплексный и метод толкования. Объектом исследования являются нормы семейного законодательства, закрепляющие права матери и ребенка, олицетворяющие материнство и детство. Приводятся авторская классификация прав женщин, связанных с рождением ребенка, в частности, репродуктивные права, права женщины на материнство, а также классификация прав ребенка с разделением прав родившегося и неродившегося ребенка.
В статье рассматривается добросовестность участников семейных отношений в имущественных семейных спорах. Предметом исследования являются конкретные судебные акты по различным категориям дел с участием членов семьи в различном понимании принципа добросовестности в зависимости от отрасли права. Сравнительно-правовой метод исследования позволяет выделить особенности применения принципа добросовестности в разных семейных спорах. При рассмотрении изучаемых вопросов использовались также общетеоретические (нормативно-догматические) методы исследования. Цель статьи – обратить внимание на различное понимание и толкование судами принципа добросовестного или недобросовестного поведения участников семейных правоотношений, а именно: жилищных, связанных с долговыми обязательствами, или внутрисемейных отношений. Отмечаются различия в юридической квалификации добросовестного поведения супругов в зависимости от вида семейного имущественного спора. Новизна исследования состоит в анализе судебной практики с точки зрения применения судами принципа добросовестности в имущественной сфере семьи. Примерами различной оценки добросовестности участников семейных и иных правоотношений являются случаи из судебной практики. В качестве выводов отмечается, что в зависимости от категории спора принцип добросовестности понимается в гражданско-правовом или семейно-правовом смысле.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Предметом исследования настоящей статьи является рассмотрение вопросов коммуникации региональной власти и населения, изучение специфики работы с обращениями граждан в условиях развития цифровой экономики, а также актуальных проблем нормативно-правового обеспечения. В последние годы прослеживается активное внедрение инструментов информационно-коммуникационной среды в систему государственного управления: привычный бумажный формат взаимодействия власти и общества уходит в прошлое, на смену ему приходят современные цифровые инструменты. При написании статьи использованы следующие методы исследования: общенаучные, специальные, комплексный метод. Научная новизна статьи заключается в изучении публично-правовых основ взаимодействия региональных органов власти с гражданами в разрезе влияния цифровизации на систему обратной связи. Проведен анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего работу с обращениями граждан, вовлеченности населения России в социальные медиа, а также результатов развития сетевой формы публичной коммуникации на примере реализации новых цифровых инструментов на территории Курской обла сти. На основе проведенного исследования сделаны выводы о серьезном влиянии цифровизации на систему отношений представителей власти и общества. Выявлена необходимость актуализации действующего законодательства, восполнения имеющихся правовых пробелов, а также инициирования новых нормативных правовых актов, позволяющих обеспечить оперативность и высокое качество обратной связи с населением в онлайн-среде.
В статье исследуются наиболее концептуальные практические проблемы обжалования властных актов, в частности, индивидуального или нормативного. Автор анализирует проблемы практического применения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 и последствия вступления в юридическую силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. От решения данного вопроса на практике зависит наличие компетенции рассматривать дело о признании властного акта недействительным, либо у суда общей юрисдикции, либо у арбитражного суда. Автор высказывает мнение об обязательном характере перечня признаков нормативного акта данного в пункте 2 рассматриваемого постановления, подвергает критике формальную квалификацию акта, устанавливающего правовой режим объекта публичного права, и использование в данном постановлении такого критерия нормативности акта, как его издание управомоченным органом государственной власти (местного самоуправления), иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом.
В статье анализируется законодательство и правоприменительная практика в области обеспечения надлежащего исполнения конституционной обязанности по защите Отечества. Обращается внимание на то, что ряд положений текущего законодательства отстает от современных реалий, не учитывает возможности информационного общества. Авторы отмечают, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о воинской обязанности, обороне и мобилизации. Это касается не только организационных, но и некоторых иных вопросов, связанных с ответственностью, в том числе моральной. Подчеркивается важность соблюдения гражданами и военными комиссариатами законодательства о призыве на воинскую службу. Вносятся предложения по совершенствованию актов законодательства в указанной сфере. В частности, полагаем, что было бы правильно уже с момента приписки к призывным участкам разъяснять молодым людям, что они после издания указа главы государства об очередном призыве на воинскую службу обязаны явиться в военкомат в порядке, установленном Министерством обороны, для решения всех вопросов, связанных с призывом, а также фиксировать под роспись предполагаемого призывника получение этой информации.
В современном мире в качестве глобального вызова перед человечеством стоит террористическая угроза. Мировому сообществу нужно выработать эффективный механизм противодействия терроризму, учитывая особенности совершения террористических актов в условиях вооруженных конфликтов. Статья посвящена актуальным проблемам борьбы с терроризмом в период военного противостояния. Рассматриваются конвенционные определения терроризма, основные признаки терроризма, система антитеррористических органов и организаций, созданных в рамках ООН; анализируются особенности преступлений террористической направленности в условиях вооруженных конфликтов. Авторами отмечаются некоторые проблемы, связанные с международно-правовым регулированием терроризма, определением правового статуса участников вооруженного конфликта, совершающих теракты. Обосновывается необходимость усовершенствования механизма международно-правового регулирования терроризма, системы международной ответственности за террористические действия. Авторы заключают, что назрела потребность создания единого правового механизма, учитывающего особенности терроризма как в ситуации вооруженного конфликта, так и в гражданской обстановке, обосновывают необходимость дальнейшего усовершенствования механизма международно-правового регулирования терроризма, системы международной ответственности за террористические действия.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье представлены основные факторы, которые создают особенности расследования преступлений, совершенных осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Среди них выделяются: обстановка, среда; распространенность неофициальных норм поведения; специфика свойств личности преступника, свидетелей, потерпевших. Раскрывается их содержание, приводятся данные официальной статистики, результаты эмпирических исследований, полученных при обобщении следственной практики. Обращается внимание на необычность условий, некомфортность деятельности следователя, дознавателя в процессе расследования пенитенциарных преступлений, специфику свойств личности преступников, потерпевших и свидетелей. Говорится о том, что все это хорошо известно оперативным уполномоченным оперативных подразделений, прежде всего, конкретного ИУ, где осуществляется расследование. По этой причине, в целях интенсификации расследования, экономии времени, материальных ресурсов, физических сил следователям, дознавателям необходимо иметь действенный контакт с указанными должностными лицами. Указывается, чтобы такое взаимодействие имело правовые основания (начальник ИУ не является органом дознания), все обращения вначале необходимо направлять в орган исполнительной власти – Главное управление (управление, отдел) ФСИН России в субъекте Российской Федерации – орган дознания, уполномоченные должностные лица которого дадут соответствующие правовые поручения руководителям подчиненных учреждений, где совершено расследуемое преступление и будет осуществляться взаимодействие.
Автором анализируются действующие правила и принципы оценки доказательств при рассмотрении уголовных дел. Кроме того, исследуется особенность принципа свободы при оценке доказательств, рассматриваются его составные элементы. В статье приводятся различные подходы к пониманию свободы оценки доказательств как принципа уголовного судопроизводства, в частности, высказывается предложение о формировании специальной статьи в разделе УПК РФ о доказывании, в которой содержались бы специальные принципы оценки доказательств. Автор указывает на некоторые недостатки в формулировке принципа свободы оценки доказательств, содержащейся в статье 17 УПК РФ, на сложность применения на практике таких понятий, как совесть и внутреннее убеждение. Немаловажное значение имеют сложившиеся правила оценки доказательств. В статье также рассматриваются отдельные недостатки уголовнопроцессуального законодательства в части, касающейся порядка и принципов оценки доказательств. Наконец, автор в своем исследовании указывает на значение правильной оценки доказательств судом в ходе производства по уголовному делу.
В статье представлен критический анализ положений статьи 105 УПК РФ, регламентирующих порядок избрания и реализации меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним. Автор обосновывает целесообразность дальнейшего законодательного совершенствования исследуемой нормы, с одной стороны, необходимостью обеспечения интересов несовершеннолетних, выступающих фигурантами уголовного дела, а с другой – низкой степенью эффективности на практике рассматриваемой меры пресечения. В рамках проводимого исследования автор вступает в полемику с другими учеными, утверждая, что присмотр за несовершеннолетним применяется в качестве меры пресечения гораздо чаще, чем принято полагать в научной среде, аргументируя свою позицию судебной практикой. Автором высказывается предположение, что нынешняя редакция статьи 105 УК РФ не позволяет достичь целей, преследуемых мерами пресечения. По мнению автора, рассматриваемая мера пресечения, как вытекает из ее законодательной формулировки в целом, направлена прежде всего на «устрашение» законных представителей, а не самих несовершеннолетних. На примере материалов правоприменительной практики автор наглядно демонстрирует сложности, с которыми сталкиваются субъекты применения мер пресечения при избрании присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, и предлагает собственное видение законодательного разрешения возникающих проблем.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО
Рассмотрен ряд ключевых аспектов регулирования строительства энергетических объектов в нашей стране на разных исторических этапах. Исследование советского опыта позволило прийти к следующим выводам: 1) в СССР существовали хорошо проработанные правовые подходы к регламентации строительства энергетических объектов и государственному управлению в этой сфере, соответствующие плановому характеру народного хозяйства; 2) был наработан значительный опыт в сфере заключения меж дународных соглашений, дающих правовые основания для долгосрочного взаимодействия в сфере проектирования, строительства и эксплуатации энергетических объектов за рубежом; 3) советский опыт важен для изучения с точки зрения действенных механизмов расширения влияния нашей страны во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах через посредство реализации масштабных энергетических проектов в дружественных странах. В отношении современных соглашений с зарубежными партнерами рекомендуется принять единообразное системное решение и включить Минэнерго России в число уполномоченных органов российской стороны во все соглашения, предполагающие строительство энергетических объектов российскими компаниями в зарубежных странах, в том числе строительство АЭС и их энергоблоков. Сформулирован ряд предложений по перспективам нового этапа, включая обеспечение наибольшей экологической безопасности при реализации проектов по строительству российскими компаниями энергетических объектов за рубежом, государственную поддержку фундаментальных научных исследований для целей внедрения прорывных перспективных технологий в процессы строительства и эксплуатации таких объектов. Подчеркивается, что в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств на российский бизнес принципиально важна дальнейшая системная поддержка государством компаний, осуществляющих строительство энергетических объектов за рубежом.