ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Цель данной статьи – проанализировать нормы главы третьей «О порядке вступления иностранцев в подданство, и избрании ими рода жизни» Законов о Состояниях (1832 г.), закона от 10 февраля 1864 г., внесшего в них существенные изменения. Авторы поставили перед собой задачу при помощи метода сравнительно-правового исследования установить и обобщить условия, создававшие предпосылки внесения изменений в статьи 1538-1558 Свода Законов 1857 г. законом от 10 февраля 1864 г. Указанными статьями регламентировались процедуры принятия иностранцев в русское подданство и его оставления. Авторское внимание было обращено не только на сравнение процедур, но и на выделение отдельных из них, чтобы путем абстрагирования понять причины принятия и оставления иностранцами российского подданства и отношение к этому законодателя Российской империи. Не остались без изучения отдельные положения Манифестов Петра I: «О призывъ Шведовъ въ службу и о позволенiи имъ въ Россiйскомъ Государствъ, по учиненiи присяги, селиться, вступать въ супружество, прiобретать недвижимую собственностъ, заниматься торговлею и промыслами» (апрель 1721 г.); «О безпрепятственномъ имъ вступленiи въ брак съ иноверцами» (18 августа 1721 г.), а также более поздние, в частности, Манифест «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» (и их последующая корректировка). Анализ и обобщение приведенных нормативных актов, абстрагированная информация позволили сделать выводы о том, что данными актами закладывалась правовая база регламентации вступления иностранцев в российское подданство, показывалась озабоченность пополнения отечества населением, прежде всего различными специалистами для гражданской и военной сфер. Манифесты Петра Великого впервые законодательно зафиксировали присягу как основание получения российского подданства, позднее названное натурализацией.
В статье рассматриваются основные направления молодежной политики в СССР 1920–1930-х гг., которая являлась частью комплекса социалистических мероприятий, реализуемых Советской Россией, а потом и СССР в данный исторический период. После окончания Гражданской войны первоочередной задачей, которую предстояло решать молодому Советскому государству, была борьба с беспризорностью. Большое внимание уделялось повышению уровня образования советской молодежи и ее воспитанию в коммунистическом духе. В 1930–1940-е гг. в связи с ростом международной напряженности повысилось значение военно-патриотического воспитания, которое осуществлялось через Осоавиахим и другие организации. Несмотря на долгий период борьбы с беспризорностью, целенаправленная молодежная политика в 1920–1930-е гг. позволила сформировать у подрастающего поколения жизненные ориентиры, отвечавшие задачам не только построения социализма, но и защиты своего Отечества, что в итоге подготовило почву для активного вовлечения молодежи в комплекс мобилизационных мероприятий Советского государства во время Великой Отечественной войны.
В статье при помощи сравнительно-правового метода анализируется пережитков родового права на элементы форм средневековых государств франков исторических эпох Меровингов и Каролингов, а также периода генезиса державы Рюриковичей вплоть до съезда князей в г. Любиче в 1097 г. н.э. Автор приходит к выводу о том, что франки и славяно-русы на начальных этапах образования государственности, рассматривали публичную власть и государственную территорию не как общественное благо, а в качестве родовой собственности принадлежащей правящей династии. Под влиянием аллодального владения короли франков стали делить государственную власть и территорию исключительно между сыновьями, рождёнными в законном браке (так возникла салическая система престолонаследия); представители рода Рюрика перераспределяли власть и волости между всем мужским потомством по принципу старшинства (так сформировалась лествичная или славянская система престолонаследия). Специфика славянской этатизации семейно-родовых отношений правящей династии состояла в том, что к верховной власти допускались женщины, а осиротевшие сыновья князей воспитывались дедьями со стороны матери (вуями), исполнявшими роль регентов до достижения наследниками престола совершеннолетия.
В представленной научной статье рассмотрен вопрос становления и развития юридической науки в сербском государстве за последние 225 лет. Проведен анализ процесса развития теории и методологии сербского права и его влияние на ход исследований права средневековой Сербии в XIX – начале XXI в. Автор на фактических примерах убедительно доказывает, что сербская юридическая методология изучения собственной средневековой истории первоначально развивалась в рамках идеологических потребностей становления суверенной сербской конституционно-монархической государственности. Влияние европейской юридической науки на правовую медиевистику сербского правового наследия нашло свое отражение в популяризации натуралистической, позитивистской, гегельянской и социологических философских школ. В начале XX столетия, с приходом русских эмигрантов, теоретическая юриспруденция Югославии обогатилась работами Ф. В. Тарановского и А. В. Соловьева, умело применявших приемы и способы сравнительно-правовых и исторических исследований законодательства средневековой державы Неманичей. В период социалистического развития сербской науки в составе федеративной Югославии доминировала методология диалектического материализма, который рассматривался Р. Лукичем не в качестве единственно верного и правильного инструмента добывания нового правового знания, но как фундамент для использования всего спектра методологического инструментария, известного гуманитарному знанию. В современных условиях методологическая база сербских историков права служит важной гносеологической опорой для анализа средневекового права и государства Сербии белорусскими и российскими специалистами в области славянской юридической медиевистики.
В статье исследуется проблема построения правового государства в контексте международного права с позиции выдающихся юристов-государствоведов, представителей школы возрожденного естественного права начала XX столетия Владимира Матвеевича Гессена и Сергея Андреевича Котляревского. Вопросы, которые в тот период вызывали особый интерес у представителей научного сообщества, несомненно, актуальны и в наши дни. Современное политико-правовое пространство выстраивается в условиях тех вызовов и угроз, которые обусловлены международной обстановкой, поэтому особенно остро стоит проблема пересмотра концептуального подхода к формированию системы стабильных международных договоров и соглашений при условии их обязательного исполнения всеми сторонами. Цель исследования – проанализировать возможности формирования и дальнейшего развития конституционного, правового государства в России в начале XX столетия в условиях международных кризисов в учении выдающихся юристов-государствоведов В. М. Гессена и С. А. Котляревского, выступавших за воплощение их конституционного идеала в политико-правовой жизни страны. Сформулированы выводы о том, что конституционные идеи ученых особенно актуальны в контексте дискуссий о верховенстве права и роли международного права.
Цель статьи состоит в исследовании вопроса о степени влияния масонов на становление США, а также на примере статьи «Масоны и образование США» сделать попытку критического анализа работы Майкла Бейджента и Ричарда Ли – известных на Западе авторов работ по истории, истории религии и права. В частности, в своих работах они утверждают, что Конституция является воплощением политических идеалов масонов. В качестве источника для изучения данного вопроса использовался один из основополагающих документов масонства, главный источник данных по масонской идеологии, административной структуре, законодательству и этике – «Конституции» Андерсона. Положения «Конституций» Андерсона сравнивались с положениями Конституции США. В результате изучения данного вопроса удалось сделать вывод о том, что авторы Конституции США отчасти опирались на масонские традиции и, в частности, на «Конституции» Андерсона, основной масонский документ, регламентирующий устройство лож с 1723 г. В процессе сравнительного анализа Конституции США и «Конституций» Андерсона были выявлены следующие соответствия: одинаковый возрастной ценз в 25 лет, установленный для вступления кандидата в Ложу и для избрания в члены Палаты представителей США; общий демократический характер обоих документов, ожидаемый для Конституции США, но не вполне очевидный для исследователя, не знакомого с «Конституциями» Андерсона; федерализм, который выражается в возможности каждой отдельной ложи иметь свой внутренний устав, бюджет и устанавливать собственные должности для отправления исполнительных функций лож, что в общих чертах аналогично полномочиям штатов; запрет на создание новых штатов и лож без получения согласия от Конгресса или Великой ложи; отсутствие механизма выхода штатов из состава США, аналогичное отсутствию механизма вывода лож из-под юрисдикции Великой Ложи; определенное сходство механизма избрания Великого мастера всех лож и Президента США, которое выражается в использовании выборщиков для отправления избирательного права в обоих случаях. Научная новизна данной работы обусловлена тем, что она является первым серьезным компаративистским анализом основы законодательного строительства США и масонских организаций.
Статья посвящена обобщению методологических оснований распознавания и изучения циклических нормативных массивов в праве. Актуальность решения данной задачи объясняется развитием в системе права нетипичных нормативных массивов, получивших название «циклические», практической потребностью в их систематизации и повышенным интересом правоведов к данному правовому явлению. В составе этих оснований выделены: диалектика как учение о методе; некоторые установки постнеклассической науки; рациональная картина права, сформированная и актуализированная наукой о нем; нормативная теория права, ее положения относительно понимания права и правовых явлений; теоретические концепции системы права и функциональной идентификации в праве. Состав рассматриваемых методологических оснований обусловлен современным состоянием научного знания о праве, способах его познания и, собственно, правовом феномене, именуемом циклическими нормативными массивами. Он не статичен: по мере накопления нового знания и развития методологии юридической науки он может быть расширен и дополнен другими позициями.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
В статье приводится уголовно-правовая характеристика эвтаназии как разновидности убийства в Российской Федерации. В исследовании рассматривается вопрос о том, как действующее уголовное законодательство регулирует ответственность за лишение жизни неизлечимо больного человека по его просьбе, а также каким образом квалифицируются подобные действия в отсутствие специального состава преступления. Подчеркивается, что эвтаназия, как активная, так и пассивная, запрещена законом, а действия, направленные на ускорение смерти пациента, квалифицируются преимущественно как умышленное убийство вне зависимости от мотива. Авторы на конкретных примерах демонстрируют разные позиции судов при квалификации эвтаназии и назначении наказания, что не способствует реализации принципов законности и справедливости. Помимо этого, в статье проводится разграничение между эвтаназией и другими смежными составами преступления. В заключение авторы подчеркивают, что отсутствие специальной уголовно-правовой нормы приводит к неоднозначной квалификации подобных деяний и формирует почву для дискуссии о целесообразности легализации пассивной эвтаназии в России.
В данной статье приводится анализ современных криминалистических технологий, которые используются при расследовании тех или иных коррупционных преступлений. Отдельное место в работе занимает анализ понятия криминалистической технологии, которое меняет свое значение по истечению определенного времени. Приводятся дефиниции ряда авторов относительно данного вопроса. К криминалистическим технологиям современности в работе отведены альтернативная световая фотография, лазерная абляция, 3D-реконструкция лица, высокоскоростная баллистическая фотография, амплификация ДНК и камера для выпаривания цианоакрилата (суперклей-выпаривание). Наряду с обозначенным рассмотрению подлежат современные возможности судебной экспертизы, которые применяют передовое программное обеспечение и цифровые технологии для повышения скорости и точности расследований, тем самым расширяя возможности криминалистической и судебно-экспертной науки в целом. Применительно к коррупционным преступлениям данные методы в значительной степени сосредоточены на цифровых доказательствах, при этом используются специализированное программное обеспечение и инструменты для анализа данных с компьютеров коррупционеров, их смартфонов и других электронных устройств, которыми они пользуются в повседневной жизни. Инженеры по цифровой судебной экспертизе могут восстанавливать удаленные файлы, анализировать интернет-активность и расшифровывать зашифрованные данные, предоставляя гораздо более широкий спектр доказательств, чем традиционные методы.
Предметом исследования в данной работе является анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в части, касающейся порядка изъятия и копирования информации с электронных носителей. С учетом широкого использования электронных устройств в повседневной жизни проблемы, связанные с процессуальным обеспечением их изъятия, приобретают особую значимость. В статье изучены и проанализированы научные труды отечественных ученых по исследуемой теме. Компаративный анализ норм уголовно-процессуального закона привел к выявлению в законодательстве лакуны, касающейся изъятия электронных носителей информации в рамках доследственной проверки. Автор акцентирует внимание на изъятии электронных носителей при расследовании преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью. Проведен анализ судебной практики, содержащей факты признания в качестве доказательств электронных носителей информации. В статье упоминается о столь значимой, но слабо раскрытой в литературе особенности цифровых доказательств, которая связана с их неустойчивостью. Делается вывод о необходимости законодательного урегулирования проблемы, которая может возникнуть при изъятии или копировании информации с электронных носителей информации. Автор предлагает дополнить статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации частью 1.3, что в совокупности с изложенным выше подтверждает актуальность настоящее исследования.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Предметом статьи является определение основных направлений реформирования гражданского законодательства с учетом поставленных государством задач социально-экономического развития. Автор заключает, что общим направлением развития гражданского законодательства является обеспечение экономической безопасности России. Сделан вывод о том, что эффективность гражданского законодательства требует определения критериев в сфере его реформирования. Представлены показатели качества гражданского законодательства, которые должны быть учтены при определении направлений развития гражданского законодательства. В целом совершенствование гражданского законодательства должно быть основано на принципах морали и нравственности, учета баланса частных и публичных интересов и, соответственно, связано с реформированием административно-правовых и уголовно-правовых норм. В частности, автор отмечает, что давно уже назрел вопрос о реформировании минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью и непубличного акционерного общества. Автором также поднимается вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования гражданского законодательства в целях защиты экономических прав граждан: речь идет о защите прав граждан – заемщиков, граждан – вкладчиков, и граждан – собственников жилья.
Статья посвящена юридическим формам создания отношений представительства: доверенности и договорам. В ней делается вывод о схожести процессов цифровизации и перенесения юридической личности с одного субъекта на другого. Аналогичны и основные юридические проблемы обоих процессов – проблема верификации так называемого первичного лица – доверителя и, соответственно, пользователя. Кроме того, автор высказывает версию о том, что проблема корректной идентификации пользователя стала причиной развития концепции Web 3.0, которая предполагает концептуальное изменение правовых отношений – их участниками становятся не только субъекты, но и объекты. Высказывается мнение, что отношения представительства образует не любой агентский договор, но лишь агентский договор, относящийся к договорам поручения. В статье отмечаются и юридико-технические недостатки конструкции агентских договоров – например, то, что их предметом не могут быть обычные действия, так как действия агентов могут либо быть юридическими, либо являться сделками. Также предметом проведенного в данной статье исследования являются отношения представительства с иностранным элементом. Критике подвергается право доверителя подчинить доверенность иностранному праву, что не вполне соответствует принципу невозможности возложения обязательства на третье лицо – получается, что воля доверителя, направленная на выбор права, связывает и третье лицо, которое не связано соответствующим правоотношением.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) является распространенным видом обязательного страхования. Закон об ОСАГО регулирует рассматриваемые правоотношения на протяжении 20 лет. Вместе с тем гражданский оборот является динамичным, что способствует появлению вопросов, прямо не урегулированных на уровне закона. В настоящее время участилось количество случаев, когда потерпевшие до первого обращения к страховщику заключают договоры цессии, что приводит к осложнению в части определения надлежащей формы страхового возмещения. Цессионарии, не являющиеся собственниками поврежденных транспортных средств (далее – ТС), требуют взыскать страховое возмещение без учета износа, а также возместить убытки, возникшие вследствие неорганизации восстановительного ремонта. В статье будет рассмотрен вопрос правомерности требований цессионариев, не являющихся собственниками поврежденных ТС, о взыскании страхового возмещения без учета износа, а также убытков с предложением о внесении изменений в действующее законодательство. Вышесказанное подтверждает актуальность исследования. Предметом исследования являются нормы материального права, регулирующие отношения в сфере ОСАГО, осложненные уступкой права требования (договором цессии). Научная новизна исследования заключается в изучении вопроса, связанного с правами цессионария, не имеющего права собственности на поврежденное ТС, по отношению к страховщику. Указанный вопрос не был должным образом исследован в теоретической плоскости, а свою актуальность в практической юриспруденции начал набирать относительно недавно, что требует его теоретико-практического осмысления. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция и индукция), так и юридические методы познания (формально-догматический, сравнительно-правовой и метод юридического толкования). По результатам исследования был сделан вывод, что цессионарий, не являющийся собственником поврежденного ТС, не должен обладать правом требовать взыскания доплаты страхового возмещения без учета износа, а также иных убытков, вызванных неорганизацией восстановительного ремонта, что согласуется с природой страхования, а также с целями регулирования Закона об ОСАГО.
Настоящая статья представляет собой обобщение основных изменений законодательства о банкротстве, вступивших в силу 29 мая 2024 г. и внесенных Федеральным законом от 29 мая 2024 г. №107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ. Целью исследования автор видит проведение анализа изменений, внесенных в процедуры банкротства. На основе сравнительного анализа действующей и предыдущей редакций делаются выводы о том, каким образом внесенные изменения отразились на отдельных этапах рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Проанализирована действующая судебная практика, статистические данные, имеющиеся в доступе на текущий момент. Предметом данного исследования выступило российское законодательство, регламентирующее проведение процедур банкротства, статус лиц, участвующих в деле о банкротстве. При написании статьи использовались общенаучные и специальные методы познания. В результате проведенного исследования автор полагают необходимым отметить, что внесенные законодателем изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ прежде всего продиктованы изменениями, произошедшими в экономике, судебной практике при рассмотрении отдельных споров в рамках процедур банкротства юридических лиц. Автор полагает, что в результате применения нововведений снизится нагрузка на суды, а также будут обеспечены права лиц, участвующих в деле о банкротстве.
ЦИФРОВОЕ ПРАВО И ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В настоящее время в России активно проводится цифровизация в области предоставления государственных услуг, в том числе это касается нотариальной деятельности. Предметом данной статьи является процесс цифровизации нотариальной деятельности. Автор рассматривает понятие «электронный нотариат» и основные направления его развития, в том числе возможности совершения ряда нотариальных действий в дистанционном формате, а также проблемы и риски цифровизации в нотариальной деятельности и дальнейшие перспективы применения цифровых технологий в сфере нотариата. Кроме того, авторы анализируют действующую нотариальную деятельность в России, а также применяемые методы и способы оказания услуг нотариусами в электронном формате. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения новых технологий, таких как электронная подпись, онлайн-нотариат, автоматизированные системы, посредством которых повышается доступность и скорость оказания государственных услуг гражданам и происходит сокращение времени оформления документов по различным юридическим вопросам и ситуациям. По результатам исследования делается вывод, что современные цифровые технологии в современный период являются значимым инструментом оптимизации нотариальной деятельности.
Целью исследования являются отдельные аспекты применения искусственного интеллекта, связанные с созданием произведений и защитой интеллектуальных прав. В качестве предмета исследования выступают правовые нормы в сфере применения технологий искусственного интеллекта при создании и защите результатов интеллектуальной деятельности. В статье анализируются наиболее распространенные научные позиции, отражающие подходы к понятию искусственного интеллекта, определению возможности его правосубъектности, вопросам правомерности использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в целях создания и обучения искусственного интеллекта. А также оцениваются правовые нормы, связанные с созданием произведений с применением искусственного интеллекта, установления правового режима для произведений, созданных с помощью искусственного интеллекта, защитой интеллектуальных прав авторов и прав граждан при применении данных технологий. В качестве методологической основы исследования были применены общенаучные методы познания, такие как диалектический, логический, а также специальные методы: сравнительно-правовой, метод системного анализа, формально-юридический методы и др. Научная новизна заключается в проведенном анализе представленных доктринальных позициях по вопросу применения искусственного интеллекта в праве интеллектуальной собственности и защите интеллектуальных прав. Результатом исследования выступают представленные автором конкретные законодательные предложения по изменению законодательства в данной сфере правового регулирования.
Статья посвящена анализу правовых механизмов противодействия деструктивному контенту в интернете. Рассматриваются российские нормативные правовые акты, регулирующие ограничения распространения вредоносной информации, проводится сравнительный анализ международных подходов к решению данной проблемы. Так, российская правовая система демонстрирует поступательное развитие, формируя комплексный механизм ограничения граждан, особенно несовершеннолетних, от вредоносной информации. Однако отсутствие законодательно закрепленного определения деструктивного контента создает правовой пробел. Кроме того, есть необходимость в систематизации правового регулирования в рассматриваемой сфере и последующей кодификации норм. Несмотря на существующее разнообразие регулирования – от либерального (США) до жесткого (Европейский союз), прослеживается единая тенденция в стремлении противодействовать деструктивному контенту как одной из ключевых угроз цифровой эпохи. В свете трансграничной природы таких угроз актуальной представляется инициатива создания международной организации, которая бы координировала усилия по противодействию деструктивному контенту. Одной из задач такой организации может выступать формирование и ведение единого международного реестра, использование которого позволило бы эффективно ограничивать доступ к деструктивному контенту на территориях стран-участниц.
Современное развитие промышленности, цифровой и креативной экономики в целом практически невозможно без развития правового института интеллектуальной собственности, объективно требующего в условиях многополярности обеспечения его юридической защиты, что представляется особенно важным в связи с достаточно резким увеличением контрафактной продукции на мировом рынке, необходимостью легализации параллельного импорта в связи с неблагоприятным воздействием санкций и контрсанкций на национальном уровне индустриально развитых государств мира, к которым относится и Российская Федерация. В работе приведены основные критерии инноваций и креативности, выступающих в качестве основы стратегии предпринимательской деятельности и являющихся в свою очередь интеллектуальной собственностью, что также требует их надлежащей охраны и надежного обеспечения справедливого вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, описательный и другие. В процессе проведения исследования, в частности, выявлено, что на сегодняшний день изобретения, полученные в результате работы человеческой мысли, в рамках защиты интеллектуальной собственности имеют достаточно строгие ограничения, находящиеся между разработкой технологии как части предыдущих инноваций. Это нередко используется в качестве оправдания для цифровой индустрии прежде всего на том основании, что ее продукция считается результатом модернизации и развития уже существующей интеллектуальной собственности. Данное положение в свою очередь требует проведения анализа правового обеспечения деятельности поверенных по правам интеллектуальной собственности, появление которых планируется в обозримом будущем. Научную новизну исследования составили выводы, которые обозначают основополагающие направления развития концепции реализации мер по совершенствованию правового регулирования существующей системы международной патентной регистрации. Эти меры реализуются в соответствии с процедурами, регламентированными правилами Договора о патентной кооперации (ДПК), посредством внедрения в последующем приоритетных прав, что позволит улучшить новизну патента и обеспечить изобретателям более надежную защиту.
В статье проанализированы категориальные и понятийные особенности осуществления внешнеэкономической, внешнеторговой и таможенной деятельности, приведены особенности определения таких принципиально важных дефиниций, как внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт, ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в Российскую Федерацию и вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза и из Российской Федерации, товар, а также сформулированы их общие характеристики, содержание и существенные признаки. Поднят вопрос контрольной деятельности таможенных органов при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и через государственную границу Российской Федерации. Сделан акцент на перемещении такого вида товаров, как валюта и ценные бумаги (денежные инструменты). Описаны правила таможенного декларирования данных объектов при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также проанализированы изменения 2022 г., устанавливающие ограничения по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и денежных инструментов в иностранной валюте. Вместе с этим проанализированы такие функции Федеральной таможенной службы, как таможенный и валютный контроль, установлены различия между ними и имеющиеся у них точки пересечения.
В статье поднимаются вопросы об особенностях квалификации актов недобросовестной конкуренции, их отграничения от иных близких по форме нарушений. Схожие составы нарушений можно обнаружить и в законодательстве о рекламе, в сфере торговли. Авторы подчеркивают важность и сложность квалификации актов недобросовестной конкуренции, что связано с применением ряда оценочных понятий, таких как добропорядочность, разумность и справедливость. В статье проводится анализ ряда дел, рассмотренных арбитражными судами и управлениями федеральной антимонопольной службы, возбужденных по причине увода клиентов от одной компании к другой. Будучи не поименованными на специальном нормативном уровне, компании сталкиваются с отсутствием действенного механизма компенсации причиненных убытков, что часто возникает по причине сложности установления причинно-следственной связи, а также нежелания клиентов включаться в судебные тяжбы между хозяйствующими субъектами. В результате даже подтвержденные в административном порядке акты недобросовестной конкуренции не всегда становятся основой для взыскания убытков, а также для возмещения вреда деловой репутации. Авторы приходят к выводу о необходимости пересмотра вопроса об ответственности за недобросовестную конкуренцию, а также создания действенных механизмов для защиты от подобных явлений.
В представленной статье предметом исследования выступают государственные (муниципальные) закупки и система контроля за соблюдением требований законодательства. В качестве методов исследования применены анализ, синтез, сравнительно-правовой метод и метод правового моделирования. Проблемы осуществления контроля государственных и муниципальных закупок являются актуальными и рассматриваются в современных научных трудах, но научная новизна предпринятого анализа заключается в установлении связи между контрольными и надзорными мероприятиями и их правовыми последствиями в виде возможности применения мер юридической ответственности. Авторы приходят к выводу о том, что оценка заявок участников торгов не входит в компетенцию контролирующих органов. Процедурные аспекты закупок претерпели изменения: утратили актуальность требования к разработке обоснований начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также к определению объектов закупки. Теперь упор делается на стратегическое планирование в форме плана-графика. Особое внимание уделяется вопросам, которые не касаются планирования напрямую, но критически важны для законности проведения закупок. Несмотря на отсутствие четких формализованных обязательств, вопросы корректности обоснования НМЦК остаются важными, и нарушение установленных правил может привести к административным санкциям.
Феномен фактического вступления в наследственные права давно занял устойчивое положение в системе наследственного регулирования Российской Федерации. При наличии предусмотренного законом порядка, основанного на подаче соответствующего волеизъявления нотариусу, на практике именно неформализованное вступление в наследство сохраняет свою ведущую роль. Проблематика настоящего исследования обусловлена отсутствием однозначных критериев, позволяющих правоприменителю точно квалифицировать действия наследника как свидетельствующие о его намерении принять наследство. Разброс судебных подходов, неопределенность категорий, а также затрудненность в сборе и оценке доказательств в указанных спорах указывают на необходимость более четкого теоретического и практического осмысления данного института. Объектом рассмотрения выступают общественные связи, складывающиеся при переходе наследственного имущества. В качестве предмета избраны нормы гражданского права, регулирующие механизмы принятия наследства, а также судебные акты, в которых сформулированы правовые позиции по вопросу доказанности фактического принятия. Исследование опирается на совокупность юридико-догматических, логико-аналитических и сравнительно-правовых методов, дополненных интерпретацией судебных решений и оценкой правовых позиций. Также поднимается вопрос унификации судебной практики через издание Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и обновление Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. В исследовании анализируются предложения ведущих ученых – таких как Е. А. Суханов и М. Ю. Барщевский, которые подчеркивают важность законодательного закрепления презумпции принятия наследства и разработки гибкой модели для признания фактического принятия. Важным элементом работы является также опора на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, которые играют ключевую роль в обеспечении правовой определенности. В исследовании автором обоснована необходимость законодательного закрепления презумпции фактического принятия наследства, основанной на поведении наследника, свидетельствующем о намерении вступить в наследственные правоотношения (владение, распоряжение, несение расходов, уплата налогов и др.) при отсутствии возражений со стороны иных лиц. Предложен систематизированный перечень юридически значимых действий, позволяющих установить факт принятия наследства без обращения к нотариусу. Перечень имеет открытый характер и ориентирован на нужды правоприменительной практики. Обоснована целесообразность уточнения правовых позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации, направленных на единообразную оценку фактического поведения наследников в отсутствие формального волеизъявления. На основе анализа зарубежного опыта (Франции, Германии, США) предложена модель заимствования презумпционного подхода, адаптированная к российским реалиям с сохранением гибкости правовой оценки.
В статье анализируются положения документа ″The BRT Standard″, содержащие определение и критерии классификации систем скоростного автобусного транспорта. Важно проанализировать положения данного документа для выработки предложений по созданию нового нормативного правового акта, а также изменению действующего законодательства в целях повышения эффективности регулирования требований к оснащению инфраструктуры коридоров скоростного автобусного и троллейбусного транспорта в Российской Федерации. Развитие скоростного автобусного и троллейбусного транспорта в городах Российской Федерации может обеспечить население более предсказуемым и вместительным общественном транспортом большей провозной способности, а также увеличить показатели пропускной способности улично-дорожной сети, увеличить среднюю маршрутную скорость движения общественного транспорта. Технологические решения, применяемые при строительстве и эксплуатации систем скоростного автобусного и троллейбусного транспорта, влияют на параметры предсказуемости, скорости, доступности, информированности и провозной способности. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историко-правовой, описательный и другие методы. Научную новизну исследования составил следующий вывод: для повышения эффективности правового регулирования скоростного автобусного и троллейбусного транспорта в Российской Федерации необходимо закрепить базовые технические и инфраструктурные характеристики его коридоров и ввести множественные изменения в понятийный аппарат. Необходимо дать законодательное определение «скоростной автобусный транспорт», а также расширить перечень технических и эксплуатационных характеристик. Прямое заимствование понятийного аппарата и критериев оценки из документа ″The BRT Standard″ представляется затруднительным, поскольку функциональное значение документа носит неправовой характер и порождает некоторые неопределенности и допущения, однако заимствование критериев с адаптацией и расширением понятийного аппарата в целях наиболее полного и точного правового регулирования позволит использовать вышеуказанный стандарт как основу правового регулирования скоростного автобусного транспорта в Российской Федерации.
Предметом настоящего научного исследования выступают проблемы формирования единообразной судебной практики по вопросам трансграничного банкротства юридических лиц. Автор рассматривает особую роль Верховного Суда Российской Федерации в данной области, анализирует наиболее актуальные судебные постановления высшей судебной инстанции, пишет не только о позитивном характере таких решений, но и об их проблемности. В выводах автор отмечает, что главным препятствием в формировании единообразной судебной практики выступает отсутствие профильного правового регулирования, хотя необходимые предпосылки для этого в российской правовой практике уже давно созданы. Методология исследования включает такие теоретические методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, аналитический, диалектический, исторический, а также некоторые другие. Научная новизна работы заключается в формировании автором комплексного научного исследования по заявленной теме с обзором правового регулирования и судебной практики, анализом проблемных вопросов. В заключении автор кратко формулирует некоторые ключевые проблемные точки, на которые необходимо обратить внимание для достижения потенциального единства, системности судебной практики по вопросам трансграничного банкротства юридических лиц в современной России.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Российская Федерация концентрирует силы на укреплении своего экономического суверенитета и увеличении привлекательности страны для иностранного бизнеса. В августе 2020 г. Российская Федерация приступила к корректировке соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с иностранными государствами. Изменение налоговых соглашений соотносится с правовым институтом редомициляции иностранных компаний в российскую юрисдикцию (в специальные административные районы на островах Октябрьский и Русский). Новые положения соглашений об избежании двойного налогообложения в совокупности с процедурой редомициляции, а также ранее созданным механизмом добровольного декларирования счетов и активов потенциально способны вывести борьбу с офшоризацией отечественной экономики на новый уровень. До настоящего времени российская финансово-правовая доктрина и законодательство в достаточной мере не восприняли новый институт – редомициляцию – и не выработали достаточные механизмы правового регулирования. В работе исследованы понятие международной компании и источники ее правового регулирования, особенности создания и ликвидации международной компании в соответствии с российским правом, определение личного закона компании, а также вопросы ответственности международной компании по своим обязательствам. Произведена оценка фискальной, налоговой и политической конъюнктуры в государстве. Определены системные проблемы редомициляции, заключающиеся, в частности, в ограниченности сферы применения данной процедуры, и предложены способы их решения. В результате констатируется необходимость комплексного подхода к совершенствованию процедуры редомициляции для получения положительного экономического эффекта. Установлено, что действующий порядок определения минимального размера обязательных инвестиций препятствует расширению практики редомициляции в российскую юрисдикцию иностранных организаций: отсутствие дифференциации величины инвестиций влечет диспропорцию (неравенство) их правового положения. В результате процедура редомициляции в Российской Федерации для более крупных компаний выглядит привлекательнее, чем для менее крупных (что снижает заинтересованность последних в ее использовании). Сделан ряд выводов по совершенствованию российского законодательства в сфере редомициляции.
В статье рассматриваются преобладающие подходы к дефиниции государственно-частного партнёрства (ГЧП) в зарубежных странах и Российской Федерации, сущность данного института в различных правовых системах. Целью данной статьи является сравнительно-правовой анализ ключевых особенностей, тенденций и возможностей совершенствования данной формы взаимодействия государства и бизнеса на основе проведенного автором исследования. Предмет статьи включает правовые, экономические и организационные модели ГЧП, их реализацию в различных секторах экономики, а также сравнительную оценку эффективности в российском и международном контексте. В качестве методов исследования использованы сравнительно-правовой анализ законодательства России, стран Европы, Азии и Северной Америки, а также обзор докладов некоторых международных межправительственных организаций. Особое внимание уделено экспертной оценке и обзору научных публикаций, что позволило выделить общие и специфические черты моделей ГЧП. Изучив доктринальные подходы к определению сущности ГЧП, особенностей и специфических черт данного современного правового института и инструмента, автор предложил свое определение государственно-частного партнерства, которое в большей степени акцентирует внимание на использовании и внедрении современных технологий, что призвано повысить качество жизни общества.
Предметом исследования в статье стали анализ и оценка нормативных правовых актов, составляющих основу международного сотрудничества в сфере освоения космоса и реализации прикладных космических проектов Российской Федерации при участии Китая. Между двумя странами начиная с 2001 г. ведется активная работа по реализации соглашения о совместном исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Основными методами исследования являются исторический анализ, ивент-анализ и контент-анализ ключевых двусторонних договоров и соглашений России и Китая, в основе сотрудничества которых в космической отрасли лежат межправительственные и межведомственные соглашения. В опровержение прогнозов западных экспертов о скором обвале российской экономики авторы акцентируют внимание на факте использования Российской Федерацией радикальных механизмов международного правового и экономического сотрудничества – контрсанкций в сфере космической деятельности для защиты государственного суверенитета и сохранения за Россией позиций влиятельной экономической державы с развитым научно-технологическим и аэрокосмическим потенциалом. Сделан вывод о том, что в условиях сегодняшней геополитической ситуации сотрудничество России и Китая в сфере космонавтики является перспективным в плане наращивания темпов освоения космического пространства.
В настоящей статье автор исследует особенности антарктических круизов и проблематику их урегулирования на примере инцидента с круизным судном SH Diana, произошедшего в 2024 г., когда на 14-й день круиза было объявлено о наличии неисправностей и изменении маршрута для проведения ремонта. Туристы из России и Китая, не согласившись с предложенным вариантом компенсации, объявили голодовку. Автор анализирует стратегии разрешения спора, выбранные сторонами конфликта. В исследовании использован такой метод, как сравнительный анализ: сравниваются кейсы конфликтов между пассажирами круизных лайнеров и круизными компаниями, а также подходы круизных компаний к разрешению спора. Обосновывается необходимость принятия решения о стратегии поведения в конфликте на круизном лайнере с учетом специфики путешествия и принадлежности круизной компании к недружественной юрисдикции. Рассмотрены также особенности антарктических круизов, обуславливающие интерес туристов и обосновывающие высокую стоимость путешествий.
Статья посвящена проблеме разграничения публичного и частного права, а также критериев разделения права на отрасли. Автор предлагает придерживаться подхода о разделении права и так называемого позитивного права – законодательства. Также в статье обосновывается значимость частного права для межгосударственной интеграции. Особенность современной роли государства состоит в том, что она преодолела «маятниковое» движение от максимального дистанцирования от частных дел до высокого уровня огосударствления экономики. Происходит своего рода диффузия государства и юридического лица – первое все активнее участвует в предпринимательской деятельности, а второе все чаще обретает государственно-властные полномочия. При этом суверенное государство обладает юрисдикционным иммунитетом от судебного преследования, от обеспечения исковых требований к нему и от исполнения вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного против него, а также защитой от национализации своего имущества, чего нет у частных лиц. Институт принудительного прекращения государством права собственности частного лица позволяет понять значимость частного права для межгосударственной интеграции: с одной стороны, национализация государственного имущества невозможна, но с другой – стоит государству передать имущество учрежденному им юридическому лицу, и имущество утрачивает защиту.
В настоящей статье рассматривается взаимосвязь таких элементов, как политический режим государства и выполнение международно-правовых норм. Работа основывается прежде всего на анализе различных типов политических режимов, их институциональных характеристик и практик взаимодействия с международно-правовыми обязательствами. Особое внимание уделяется механизмам адаптации вышеназванных принципов в зависимости от уровня демократизации, авторитаризма и гибридных (восходящих от ранее названных) политических режимов. Исследование намерено подтвердить первоначальную гипотезу о том, что именно система государственного управления оказывает непосредственное влияние на скорость, полноту, эффективность реализации и исполнения правовых норм международного сообщества в национальные правовые системы. Также проводится сравнительный анализ режимов моделей власти, выявляются существенные различия в механизмах признания и выполнения правовой нагрузки, возникающей в контексте реализации международных соглашений. Кроме того, для более подробного освещения темы рассматриваются примеры из практики межнациональных организаций (таких как Организация Объединенных Наций, Совет Европы и др.); анализируется то, как нормы применяются в различных политических ситуациях; приводится статистика независимых исследовательских центров. Результаты показывают, что демократические режимы, как правило, ориентированы на полное и прозрачное выполнение международных обязательств, в то время как автократии и государства с гибридным режимом правления пользуются избирательным и стратегическим подходом. Проведенное исследование подчеркивает не только определенную важность учета политических факторов для разработки и реализации международных норм, но и необходимость адаптации механизмов реализации к различным политическим режимам.
Работа посвящена анализу правовых основ бюджетной классификации в контексте финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации, в частности Центрального таможенного управления. Предложено авторское определение бюджетной классификации как методологической систематизации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Установлено, что существующая система управления бюджетными ресурсами сталкивается с проблемами, связанными с несоответствием классификаторов ведомственным задачам, ошибками в кодировании расходов, а также технической и кадровой недостаточностью. Определено, что частые изменения структуры кодов, отсутствие адаптированных под специфику таможенных операций классификаторов и высокая нагрузка на сотрудников таможенных органов создают риски некорректного распределения средств, снижая прозрачность и эффективность бюджетного процесса. В результате исследования обоснована необходимость внедрения цифровых платформ для автоматизации учета, усиления внутреннего контроля и разработки специализированных методических рекомендаций для таможенных органов. Сделан вывод, что совершенствование нормативной базы, обучение кадров и синхронизация бюджетной классификации с оперативными потребностями Центрального таможенного управления позволят оптимизировать управление государственными финансами и обеспечить соблюдение принципов правовой определенности, прозрачности, результативности, а также повысить качество исполнения расходных полномочий в условиях правового и институционального реформирования.
СПОРТИВНОЕ ПРАВО
Современный футбол невозможно представить без переходов (трансферов) футболистов. Права на футболистов являются ценным активом, а стоимость переходов порой составляет десятки или даже сотни миллионов евро. Неудивительно, что в этой сфере реализуются недобросовестные практики, чтобы обойти правила Международной федерации футбола (ФИФА) или национальное законодательство. Одной из них является так называемый транзитный переход (bridge transfer) профессионального футболиста. Суть транзитного перехода состоит в использовании промежуточного клуба («моста»), регистрация футболиста в котором не обоснована спортивными причинами и чаще всего направлена на получение неправомерной выгоды участниками цепочки этих сделок. До 2020 г. проблема транзитных переходов не находила нормативного закрепления в регламентных нормах ФИФА. Однако практикой CAS были выработаны критерии данного явления, а в конкретных решениях защищались права клубов, участвовавших в подготовке футболиста, но формально лишенных права получить компенсацию по правилам ФИФА из-за использования схемы с привлечением промежуточного клуба. В 2020 г. запрет транзитных переходов был прямо урегулирован ФИФА. Следовательно, на сегодняшний день к участникам транзитного перехода (как к клубам, так и к футболисту) могут быть применены спортивные санкции в соответствии с Дисциплинарным кодексом ФИФА. При этом, если промежуточный клуб был использован для обхода правил о компенсации за подготовку, соответствующий клуб имеет право обратиться с заявлением в Палату по разрешению споров ФИФА со ссылкой на нарушение запрета транзитных переходов.
В рецензии анализируется фундаментальное исследование профессора Х. Д. Аликперова «Межбытие как источник генерации преступной мотивации», вышедшее в 2025 г. в петербургском издательстве «Юридический центр». Методологические основания монографии – междисциплинарный подход, синтезирующий положения философских, социологических, когнитивно-психологических, нейробиологических, криминологических теорий, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному и законы и категории диалектической логики. Авторская концепция представляет собой философскую теорию (онтологию), гносеологию и аксиологию о причинах и детерминантах преступного и делинквентного поведения. В работе осуществляется комплексный анализ особенностей процесса возникновения и развития преступной мотивации под влиянием деструктивных идей (обсессия) или навязчивых действий (компульсия) либо их симбиоза внутри психики человека против его воли, вследствие генетически обусловленных агрессивных ментальных факторов. Систему, представленную в монографии и построенную на пересечении философии и криминологии, можно рассматривать как принципиально новое направление в криминологии, зарождающееся на стыке философии сознания и социологии уголовного права, юридической антропологии и криминологии, нейробиологии и психиатрии, а также клинической психологии.