Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск

Защита прав покупателя при дистанционном способе покупки товаров: теория и практика

https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106

Аннотация

Актуальность темы исследования продиктована тем, что происходящие во всех сферах экономической жизни общества процессы цифровизации затронули обязательственные правоотношения в сфере розничной купли-продажи. С каждым годом дистанционная торговля становится популярнее среди граждан и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В период массовых распродаж граждане наиболее активно пользуются онлайн-сервисами торговых площадок. Online shopping, организованный интернетмагазинами по всей стране, показывает, что гражданские правоотношения все чаще возникают путем оформления договоров дистанционным способом, что, с одной стороны, является удобным вариантом для покупателей, а с другой стороны, дистанцирует его от продавца в случае неправомерного исполнения обязательств со стороны последнего. Дистанционный способ продажи товара регулируется статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463. Таким образом, цифровизация страны накладывает свой отпечаток на сферу оказания услуг и продажу товаров, что порождает ряд проблем, связанных с нарушением и защитой прав потребителей. Предметом исследования выступают права потребителей, приобретающих товары дистанционным способом. В научных работах Д. К. Долиной, Л. Ю. Киселевой, В. Г. Борщева были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей заключения договора купли-продажи дистанционным способом, регулирование правоотношений участников и основные задачи в области защиты прав потребителей. В работе проанализированы судебные решения по спорам, связанным с приобретением товаров на маркетплейсах. Авторы работы изучили законодательную базу, регулирующую правоотношения по защите прав потребителей, которым не был передан товар, приобретенный онлайн. Методологическую основу данной статьи составляют общенаучные и специальные методы исследования: формально-логический, сравнительный, методы анализа и синтеза, метод обобщения. В статье определены правовые вопросы особенностей дистанционной торговли и сформулирован вывод о том, что приобретение товаров посредством сети Интернет связано с возникновением конфликтных правовых ситуаций, которые следует учитывать как продавцам, так и покупателям.

Об авторах

Л. В. Ращупкина
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Россия

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

109992, Москва, Стремянный пер., д. 36



С. В. Комиссарова
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Россия

Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е



Е. Н. Мороз
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Россия

Курсант Владимирского юридического института

600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е



Список литературы

1. Борщев В .Г. Основные проблемы и задачи в области защиты потребителей в условиях развития международной электронной торговли // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей. Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. – СПб, 2019. – С. 61–66.

2. Долина Д. К. Правовая природа договора купли-продажи товаров дистанционным способом // Крымский академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 73–77.

3. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записи молодых исследователей. – 2021. – № 3. – С. 22–32.

4. Ковалева И. А., Канке А. А. Современные тренды потребительского поведения, или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 3. – С. 1–17.

5. Комиссарова С. В. Теория и практика внедрения цифровых технологий в образовательных организациях ФСИН России // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 8(125). – С. 14–17.

6. Кряжевских К. А. Проблемы заключения договора розничной купли-продажи дистанционным способом // По мотивам учения О. А. Красавчикова «Классификация юридических фактов»: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции в рамках Молодежного цивилистического форума «Частное право без границ». – Екатеринбург, 2023. – С. 208–213.

7. Липка Д. В. Проблемы защиты потребителей при дистанционной покупке // Закон и власть. – 2022. – № 2. –С. 38–42.

8. Оттева И. В., Соломатова С. Н. Характерные черты современного потребителя в ретейле // Вестник тихоокеанского государственного университета. – 2021. – № 1(60). – С. 149–158.

9. Переверзев В. В. Нарушения прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 43–45.

10. Пронина Е. Н., Тарабарина А. А. Защита прав потребителей на товары и услуги, приобретенные через сеть интернет // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2016. – № 11. – С. 109–111.


Рецензия

Для цитирования:


Ращупкина Л.В., Комиссарова С.В., Мороз Е.Н. Защита прав покупателя при дистанционном способе покупки товаров: теория и практика. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2024;9(2):101-106. https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106

For citation:


Raschupkina L.V., Komissarova S.V., Moroz E.N. Protection of the Buyer’s Rights in the Remote Method of Purchasing Goods: Theory and Practice. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2024;9(2):101-106. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)