Защита прав покупателя при дистанционном способе покупки товаров: теория и практика
https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106
Аннотация
Актуальность темы исследования продиктована тем, что происходящие во всех сферах экономической жизни общества процессы цифровизации затронули обязательственные правоотношения в сфере розничной купли-продажи. С каждым годом дистанционная торговля становится популярнее среди граждан и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В период массовых распродаж граждане наиболее активно пользуются онлайн-сервисами торговых площадок. Online shopping, организованный интернетмагазинами по всей стране, показывает, что гражданские правоотношения все чаще возникают путем оформления договоров дистанционным способом, что, с одной стороны, является удобным вариантом для покупателей, а с другой стороны, дистанцирует его от продавца в случае неправомерного исполнения обязательств со стороны последнего. Дистанционный способ продажи товара регулируется статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463. Таким образом, цифровизация страны накладывает свой отпечаток на сферу оказания услуг и продажу товаров, что порождает ряд проблем, связанных с нарушением и защитой прав потребителей. Предметом исследования выступают права потребителей, приобретающих товары дистанционным способом. В научных работах Д. К. Долиной, Л. Ю. Киселевой, В. Г. Борщева были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей заключения договора купли-продажи дистанционным способом, регулирование правоотношений участников и основные задачи в области защиты прав потребителей. В работе проанализированы судебные решения по спорам, связанным с приобретением товаров на маркетплейсах. Авторы работы изучили законодательную базу, регулирующую правоотношения по защите прав потребителей, которым не был передан товар, приобретенный онлайн. Методологическую основу данной статьи составляют общенаучные и специальные методы исследования: формально-логический, сравнительный, методы анализа и синтеза, метод обобщения. В статье определены правовые вопросы особенностей дистанционной торговли и сформулирован вывод о том, что приобретение товаров посредством сети Интернет связано с возникновением конфликтных правовых ситуаций, которые следует учитывать как продавцам, так и покупателям.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. РащупкинаРоссия
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
109992, Москва, Стремянный пер., д. 36
С. В. Комиссарова
Россия
Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е
Е. Н. Мороз
Россия
Курсант Владимирского юридического института
600020, Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е
Список литературы
1. Борщев В .Г. Основные проблемы и задачи в области защиты потребителей в условиях развития международной электронной торговли // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей. Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. – СПб, 2019. – С. 61–66.
2. Долина Д. К. Правовая природа договора купли-продажи товаров дистанционным способом // Крымский академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 73–77.
3. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записи молодых исследователей. – 2021. – № 3. – С. 22–32.
4. Ковалева И. А., Канке А. А. Современные тренды потребительского поведения, или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 3. – С. 1–17.
5. Комиссарова С. В. Теория и практика внедрения цифровых технологий в образовательных организациях ФСИН России // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 8(125). – С. 14–17.
6. Кряжевских К. А. Проблемы заключения договора розничной купли-продажи дистанционным способом // По мотивам учения О. А. Красавчикова «Классификация юридических фактов»: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции в рамках Молодежного цивилистического форума «Частное право без границ». – Екатеринбург, 2023. – С. 208–213.
7. Липка Д. В. Проблемы защиты потребителей при дистанционной покупке // Закон и власть. – 2022. – № 2. –С. 38–42.
8. Оттева И. В., Соломатова С. Н. Характерные черты современного потребителя в ретейле // Вестник тихоокеанского государственного университета. – 2021. – № 1(60). – С. 149–158.
9. Переверзев В. В. Нарушения прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 43–45.
10. Пронина Е. Н., Тарабарина А. А. Защита прав потребителей на товары и услуги, приобретенные через сеть интернет // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2016. – № 11. – С. 109–111.
Рецензия
Для цитирования:
Ращупкина Л.В., Комиссарова С.В., Мороз Е.Н. Защита прав покупателя при дистанционном способе покупки товаров: теория и практика. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2024;9(2):101-106. https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106
For citation:
Raschupkina L.V., Komissarova S.V., Moroz E.N. Protection of the Buyer’s Rights in the Remote Method of Purchasing Goods: Theory and Practice. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2024;9(2):101-106. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-101-106