Актуальные проблемы защиты исключительных прав на товарные знаки
https://doi.org/10.21686/2411-118X-2021-2-87-91
Аннотация
Защита исключительных прав на товарные знаки в нашей стране – сложная неоднозначная юридическая проблема, судебной практики по которой еще недостаточно ввиду сравнительно недавнего введения норм гражданско-правового регулирования вопросов защиты исключительных прав на товарные знаки в действующее законодательство. В связи с этим решения разных судов могут не только не соответствовать, но и противоречить друг другу. Если даже среди сотрудников судов наблюдаются такие различия в понимании вопросов защиты исключительных прав на товарные знаки, что говорить о рядовых гражданах и представителях юридических лиц. Гражданско-правовое регулирование рассматриваемых вопросов осложняется и ввиду размытости формулировок, принятых в законодательных актах. Разобраться в таких документах без специальной подготовки непросто. Это приводит к тому, что физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не знают своих прав, обязанностей и не понимают меры ответственности. Соответственно, в момент получения претензии в большинстве случаев юридические и физические лица не понимают сущности совершенного нарушения, а также того, что им следует делать, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. В зарубежной практике данные вопросы рассматриваются достаточно давно и имеют обоснованную систему законодательного регулирования процессов, связанных с защитой исключительных прав на товарные знаки. Чаще всего разного рода злоупотребления совершаются по отношению к общеизвестным товарным знакам. Еще со времен Парижской конвенции, принятой в 1883 г., охрана товарных знаков стала объектом пристального внимания. Эти вопросы затронуты и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Исследователи полагают, что в ближайшем будущем следует ожидать расширения системы охраны товарных знаков и использования более обширных понятий, чем понятие «нарушение прав на товарный знак». В 2006 г. законодательство США было дополнено законом, положения которого позволили владельцам общественных товарных знаков формировать судебные иски для решения вопроса о незаконном использовании товарных знаков, в результате которого размываются, устраняются ассоциации и наносится вред репутации собственника знака. Многие государства ввели в свое законодательство положения о возможности вносить сведения в созданные базы товарных знаков их собственниками, что позволило таможенным органам противодействовать пиратству. Автором дается анализ наработанной судебной практики с целью формирования понимания точки зрения судов на решение сложных вопросов гражданско-правовой защиты исключительных прав на товарные знаки.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ГришинРоссия
аспирант
кафедра гражданско-правовых дисциплин
117997
Стремянный пер., д. 36
Москва
Список литературы
1. Бубнова О. Ю. Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки / О. Ю. Бубнова // Вестник современных исследований. – 2017. – № 8–1 (11). – С. 87–91.
2. Городов О. А. Коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия / О. А. Городов // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. – 2017. – № 9. – С. 2–9.
3. Егоров Я. К. Правовая природа товарного знака / Я. К. Егоров // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 4 (27). – С. 56–57.
4. Колмыкова А. Д. Защита прав на товарный знак / А. Д. Колмыкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 11. – С. 230–232.
5. Кузина Е. В. Защита товарных знаков в интернете / Е. В. Кузина // Синергия наук. – 2018. – № 19. – С. 1177–1182.
6. Ламбина В. С. Основания, препятствующие регистрации товарных знаков / В. С. Ламбина // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2017. – № 6 (34). – С. 69–75.
7. Матвеев С. В. Основные проблемные вопросы, связанные с регистрацией товарного знака / С. В. Матвеев // Известия Чеченского государственного университета. – 2017. – № 3 (7). – С. 132–135.
8. Нефедкина И. В. Специфика субъекта права на коммерческое обозначение / И. В. Нефедкина // Высшая школа. – 2017. – № 8. – С. 30–31.
9. Романова Е. А. Сущность товарного знака как средства индивидуализации / Е. А. Романова // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2017. – № 5 (6). – С. 42–43.
10. Смирнов С. А. О некоторых способах совершения преступлений в сфере авторского и смежных прав в сети Интернет / Е. А. Романова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 3 (35). – С.191–194
11. Тайнишева В. С. Особенности защиты товарного знака, как объекта интеллектуальной собственности / В. С. Тайнишева // Успехи в химии и химической технологии. – 2017. – Т. 31. – № 15 (196). – С. 41–42.
12. Тирских В. В. К вопросу о правах на товарный знак / В. В. Тирских // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 10. – С. 708-710.
13. Тюлькин А. А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением / А. А. Тюлькин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2020. – № 1 (23). – С. 226–233.
Рецензия
Для цитирования:
Гришин А.А. Актуальные проблемы защиты исключительных прав на товарные знаки. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2021;(4):87-91. https://doi.org/10.21686/2411-118X-2021-2-87-91
For citation:
Grishin A.A. Actual Problems of Protection of Exclusive Rights to Trademarks. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2021;(4):87-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2021-2-87-91