Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск

Защита экономических интересов потребителей от недобросовестных коммерческих практик: опыт Европейского союза

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается используемый в Европейском союзе правовой подход к защите потребителей от недобросовестных действий (бездействий) хозяйствующих субъектов в условиях конкурентной борьбы на розничном рынке. Анализируются его доктринальная основа и характерные особенности, в том числе слабые стороны европейского механизма. В свою очередь учет европейского опыта может быть полезен при разработке механизмов защиты экономических интересов потребителей от обманных и агрессивных коммерческих практик в государствах – членах Евразийского экономического союза, стремящихся к формированию единого рынка товаров и услуг.

Об авторе

И. С. Шляхтин
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Россия

аспирант кафедры гражданского права и процесса

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). – URL: https://docs.eaeunion.org/sites/storage0/Lists/Documents/a089f4c6-02da-4461-b033-3f5d122e0020/e57db9f2-9589-4b26-be1e-b1a43862c6ed_635375701449140007.pdf (дата обращения: 02.04.2016).

2. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883; ред. от 02.10.1979) // Закон. – 1999. – № 7.

3. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые 9 апреля 1985 г. Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и расширенные в 1999 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16082

4. Bakamitsos G. A., Siomkos G. J. Context Effects in Marketing Practice: The Case of Mood // Journal of Consumer Behaviour. – 2004. – N 3. – P. 304–314.

5. Charter of Fundamental Rights of the European Union // Official Journal of the European Communities. – 18 December 2000. – Vol. 43. – C 364. – P. 1–22.

6. Collins H. Harmonisation by Example: European Laws against Unfair Commercial Practices // Modern Law Review. – 2010. – N 1. – P. 89–118.

7. Collins H. The Unfair Commercial Practices Directive // European Review of Contract Law. 2005. – N 1. – P. 417–441.

8. Dauses M. A. Consumer Information in the Case Law of the European Court of Justice: a German View // British Food Journal. – 1998. – N 5. – P. 244–253.

9. Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005 Concerning Unfair Business-to-Consumer Commercial Practices in the Internal Market and Amending Council Directive 84/450/EEC, Directives 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC of the European Parliament and of the Council and Regulation (EC) No 2006/2004 of the European Parliament and of the Council (‘Unfair Commercial Practices Directive’) // Official Journal of the European Union. 11 June 2005. – Vol. 48. – L 149. – P. 22–39.

10. Howells G., Micklitz H. W., Wilhelmsson T. European Fair Trading Law: The Unfair Commercial Practices Directive. – Farnham : Ashgate, 2006.

11. Howells G., Weatherill S. Consumer Protection Law. – 2nd ed. – Aldershot : Ashgate, 2005.

12. Jacoby J. Perspectives on Information Overload // Journal of Consumer Research. – 1984. N 4. – P. 432–435.

13. Judgment of the European Court of Justice (Fifth Chamber) of 12 January 1992 in the Case C-373/90 Nissan // European Court Reports. – 1992. – P. I-00146.

14. Judgment of the European Court of Justice (Fifth Chamber) of 16 July 1998 in the Case C-210/96 Gut Springenheide GmbH and Rudolf Tusky v Oberkreisdirektor des Kreises Steinfurt // European Court Reports. – 1998. – P. I-04657.

15. Judgment of the European Court of Justice (Fifth Chamber) of 2 February 1994 in the Case C-315/92 Verband Sozialer Wettbewerb eV v Clinique Laboratoires SNC and Estée Lauder Cosmetics GmbH // European Court Reports. – 1994. – P. I-00317.

16. Judgment of the European Court of Justice (Fifth Chamber) of 6 July 1995 in the Case C-470/93 Verein gegen Unwesen in Handel und Gewerbe Köln e.V. v Mars GmbH // European Court Reports. – 1995. – P. I-01923.

17. Judgment of the European Court of Justice (Grand Chamber) of 09 November 2010 in the Case C-540/08 Mediaprint Zeitungs und Zeitschriftenverlag GmbH & Co. KG v "Österreich"Zeitungsverlag GmbH // European Court Reports. – 2010. – P. I-10909.

18. Judgment of the European Court of Justice of 13 December 1990 in the Case C-238/89 Pall Corp. v P. J. Dahlhausen & Co. // European Court Reports. – 1990. – P. I-04827.

19. Judgment of the European Court of Justice of 18 May 1993 in the Case C-126/91 Schutzverband gegen Unwesen in der Wirtschaft e.V. v Yves Rocher GmbH // European Court Reports. – 1993. – P. I-02361.

20. Judgment of the European Court of Justice of 20 February 1979 in the Case 120/78 ReweZentral AG v Bundesmonopolverwaltung für Branntwein // European Court Reports. – 1979. – P. 649.

21. Judgment of the European Court of Justice of 22 June 1999 in the Case C-342/97 Lloyd Schuhfabrik Meyer & Co. GmbH v Klijsen Handel BV // European Court Reports. – 1999. – P. I-03819.

22. Kunkiel-Krynska A. Methods of Harmonization of Consumer Law in the European Union and Their Impact on the Implementation Processes in the Member States. – Warsaw : Wolters Kluwer, 2013.

23. Posner R. A. Rational Choice, Behavioral Economics, and the Law // Stanford Law Review. 1997. – N 50. – P. 1551–1575.

24. Schlulte-Nolke H. The Brave New World of EU Consumer Law – Without Consumers, or Even Without Law? // Journal of European Consumer and Market Law. – 2015. – N 4. – P. 135–139.

25. Sibony A. L. Can EU Consumer Law Benefit from Behavioural Insights? An Analysis of the Unfair Practices Directive // European Review of Private Law. – 2014. – N 6. – P. 901–942.

26. Tellis G. J. Effective Advertising: Understanding When, How, and Why Advertising Works. Thousand Oaks : Sage Publications, 2004.

27. The European Unfair Commercial Practices Directive: Impact, Enforcement Strategies and National Legal Systems / Ed. by W. Boom, A. Garde, O. Akseli. – Farnham : Ashgate, 2014.

28. The Regulation of Unfair Commercial Practices under EC Directive 2005/29: New Rules and New Techniques / Ed. by S. Weatherill, U. Bernitz. – Oxford : Hart Publishing, 2007.

29. The Treaty on the Functioning of the European Union (Consolidated version) // Official Journal of the European Union. – 26 October 2012. – Vol. 55. – C 326. – P. 47–390.

30. Understanding Consumer Decision Making: The Means-End Approach to Marketing and Advertising Strategy / Ed. by T. J. Reynolds, J. C. Olson. – Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates, 2001.

31. Understanding EU Consumer Law / Ed. by H. W. Micklitz, N. Reich, P. Rott. – Oxford : Intersentia, 2009.

32. Unfair Commercial Practices: The Long Road to Harmonized Law Enforcement / Ed. by T. Toth. – Budapest : Pazmany Press, 2013.

33. Wadlow C. The Emergent European Law of Unfair Competition and Its Consumer Law Origins // Intellectual Property Quarterly. – 2012. – N 1. – P. 1–25.


Для цитирования:


Шляхтин И.С. Защита экономических интересов потребителей от недобросовестных коммерческих практик: опыт Европейского союза. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2016;(2):49-57.

For citation:


Shlyakhtin I.S. Protection of Economic Interests of Consumers from Unfair Commercial Practices: the Experience of the European Union. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2016;(2):49-57. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)