Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск

Научный журнал «Экономика. Право. Общество» издается с 2011 года. Журнал публикует исследования по направлению «Право» - с периодичностью 4 раза в год. 

Главным редактором журнала является директор НИИ «Института правовых исследований и региональной интеграции», д.ю.н., профессор Р.А. Курбанов.

Журнал включен в каталог агентства «Роспечать» (свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-42785 ISSN 2411-118X) и в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Распоряжением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р входит в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальности 12.00.03  «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право».

Текущий выпуск

№ 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 

9-14 76
Аннотация

В статье дан авторский анализ наиболее предпочтительной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, – усыновлению (удочерению), которая со временем должна окончательно вытеснить суррогатное материнство как противное человеческой природе явление. Исследован один из важнейших семейно-правовых институтов – институт усыновления. Доказывается его комплексный, межотраслевой характер правового регулирования. Научной новизной статьи является попытка авторов исследовать усыновление (удочерение) как в контексте семейно-правового, так и гражданско-правового регулирования, обосновывается важность синергии семейного и гражданского права при анализе института усыновления (удочерения). Опираясь на труды ученых-правоведов, авторы показывают сочетание и взаимопроникновение диспозитивного и императивного методов правового регулирования в институте усыновления, что является, с одной стороны, вполне логичным явлением, с другой стороны, требует своего совершенствования ради соблюдения прав и законных интересов усыновленных детей. Как показывает практика, права и законные интересы усыновленных часто нарушаются либо ограничиваются, что является недопустимым фактом, ввиду этого указано на необходимость более тщательного контроля и надзора за условиями жизни, воспитания и развития усыновленных детей со стороны государства в лице органов опеки и попечительства. В статье убедительно доказывается важность развития института усыновления в России, уравнивание не только юридического, но и фактического статуса усыновленных в сравнении с кровными родственниками той или иной семьи. Значительное внимание в статье уделено тайне усыновления, осмысливается степень общественной опасности ее разглашения, указано на нерациональность сокрытия информации о биологических родителях от усыновленных граждан, право которых на познание самих себя, своих генетических корней существенно ограничивается. Авторы подчеркивают важность и нужность синергии гражданско-правового и семейно-правового регулирования института усыновления (удочерения) в целях создания наиболее благоприятной обстановки в семье как для усыновленных детей, так и для самих усыновителей.

15-21 201
Аннотация

Гражданское законодательство закрепляет и регламентирует институт сроков. Правильное определение сроков способствует эффективности гражданско-правового регулирования, дисциплинирует участников гражданских правоотношений, побуждая их своевременно защищать свои права и выполнять договорные обязанности. Ученные-цивилисты не перестают спорить о том, как лучше и точнее сформулировать понятие сроков и понятие исковой давности, какова должна быть продолжительность некоторых специальных сроков, как определить момент начала течения сроков исковой давности при некачественном выполнении работ по договору подряда и т. д. В науке гражданского права достаточно много спорных нормативных положений и дискуссионных вопросов относительно сущности гражданско-правовых сроков, их классификации и порядка применения, что обуславливает необходимость научного осмысления и анализа таких проблем. Теоретическую базу данной статьи составляют труды таких известных ученых, как М. М. Агарков, В. П. Грибанов, М. А. Гурвич, О. А. Красавчиков, Д. И. Мейер и др. Методологическую основу данной статьи составляют общенаучные и специальные методы исследования, такие как такие как формально-логический, системный, сравнительный, методы анализа и синтеза, метод обобщения. В статье сформулировано понятие гражданско-правового срока, выделены признаки, характеризующие данную правовую категорию. Проанализированы существующие в доктрине гражданского права классификации сроков. Исследованы научные подходы к соотношению понятий пресекательных сроков и сроков исковой давности. 

22-29 95
Аннотация

Данная статья посвящена основным проблемным вопросам наиболее распространенного вида договора, являющегося инструментом регулирования отношений основных участников коммерческого оборота товаров – договора поставки. Одной из самых спорных сфер правового регулирования купли-продажи является оборот энергетических ресурсов. Рассмотрены, в частности, проблемы слабой стороны договора поставки, дискуссия о правовой природе поставки энергетических ресурсов (выступает ли он в роли обычного договора купли-продажи, договора поставки товаров или же договор энергоснабжения, является самостоятельным видом договоров), а также проблема иностранного элемента в такого рода договорах. Автор обращает внимание на противоречие принципа защиты слабой стороны правоотношений принципу правовой определенности. Иностранные элементы в договоре, согласно позиции автора, делятся на формальные и неформальные.

30-34 119
Аннотация

В июне 2022 г. Государственной Думой принят Федеральный закон, внесший изменения в положения Гражданского кодекса в части регулирования товарных знаков. В соответствии со внесенными изменениями регистрация товарного знака доступна не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам. Юридической основой для этого послужило введение статуса самозанятого, который имеет право вести предпринимательскую деятельность и, соответственно, может испытывать потребность в регистрации собственного товарного знака. Действующее ранее законодательство не давало такой возможности. Следует отметить, что новая введенная норма не лишена недостатков, одним из которых является спорная формулировка «всеми гражданами, в том числе самозанятыми». В соответствии с такой формулировкой право на регистрацию товарного знака имеет каждый гражданин, даже не имеющий статуса самозанятого. Вместе с тем законодательство четко запрещает ведение предпринимательской деятельности без получения статуса самозанятого, индивидуального предпринимателя или оформления юридического лица. В этом случае становится непонятным, для чего гражданину, не занятому предпринимательской деятельностью, может потребоваться регистрировать товарный знак. Обсуждению данной проблемы и посвящена представленная статья.

35-42 84
Аннотация

В статье рассматриваются предпринятые Российской Федерацией в 2022 г. законодательные меры ограничительного и стимулирующего характера, направленные на сохранение макроэкономической стабильности, финансовую поддержку ее резидентов и повышение инвестиционной привлекательности в условиях враждебной международной политики. В ходе исследования автором выделена общемировая тенденция увеличения числа регулятивных мер в отношении иностранных инвестиций; проанализированы внешнеполитические предпосылки, повлекшие необходимость принятия мер обеспечения устойчивости и стабильности экономики в современных условиях; приведены примеры первоочередных законодательных мер, введенных с целью обеспечения экономической безопасности России, предотвращения оттока финансовых ресурсов и защиты прав и интересов российских компаний и граждан; изучена совокупность ответных ограничений в отношении иностранных инвесторов; подчеркнута целесообразность развития международного сотрудничества в целях повышения инвестиционной привлекательности. В результате проведенного исследования текущее законодательное реагирование России на внешнеэкономические вызовы и недружественные действия ряда иностранных государств и частных лиц можно охарактеризовать как сбалансированное, эффективное и отвечающее принципу взаимности.

43-49 67
Аннотация

В статье освещается проблема, связанная с вынужденным переходом от конкурентных к неконкурентным закупкам кредитными организациями, непосредственно в отношении которых и (или) лиц их контролирующих, введены санкции или меры ограничительного характера, заключающиеся в невозможности обеспечения целей и принципов законодательства о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных юридических лиц, способствующих обеспечению добросовестной конкуренции. Анализируются последствия названной проблемы, обусловленные монополизацией рынков товаров, работ, услуг для таких заказчиков, исследуются возможности выхода рынков из этого состояния, а также меры, которые уже приняты кредитными организациями в условиях адаптации к изменившимся реалиям с целью восстановления ранее существовавшей системы закупок. Кроме того, в статье предлагается возможный способ поддержания добросовестной конкуренции среди участников закупок, проводимых для нужд таких кредитных организаций.

50-57 86
Аннотация

Статья посвящена наиболее спорным вопросам правового регулирования отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы. К ним относятся вопросы о круге субъектов рекламных правоотношений – входят ли в него, помимо рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламных агентств, иные лица. В статье анализируется вопрос о разграничении рекламы и информации после вступления в силу новых положений Федерального закона «О рекламе» (пункты 13 и 14 статьи 3). Под производством рекламы автор понимает весь процесс ее создания, начиная от создания эскизов и завершая изготовлением рекламной продукции. Это соответствует практике рекламных агентств полного и неполного цикла. Перечень субъектов рекламных правоотношений, состоящий из рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, основанный на положениях Федерального закона «О рекламе», неполон. Автор исследует вопрос об отнесении к таковым потребителей и саморегулируемых организаций рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

58-69 58
Аннотация

В статье рассматриваются понятия членов и бывших членов семьи собственника жилого помещения, проблемные вопросы прекращения права пользования жилым помещением бывшими членами семьи собственника жилого помещения, обязании собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, соблюдения баланса интересов собственника жилого помещения и бывших членов его семьи при разрешении указанных жилищных споров. Автор уделил особое внимание теоретической и практической проблеме сохранения права пользования жилым помещением на определенный срок за бывшими членами семьи собственника жилого помещения. Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания действительности. Применялись также методы описания, сравнения, анализа, аналогии, обобщения научных, правовых и правоприменительных материалов. На основе проведенного исследования доктринальных позиций, правовых актов и правоприменительной практики, в том числе актов высших судебных органов, автор делает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования жилищного законодательства и практики его применения. Предлагается внести изменения в части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВОЕ ПРАВО 

70-77 70
Аннотация

Предметом настоящего исследования выступает состояние механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в настоящее время по поводу легального оборота цифровых прав в Федеративной Республике Германия. Для этого в исследовании используются, как общенаучные методы (синтез, анализ, функциональный метод), так и частноюридические (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой). В частности, для достижения поставленных в исследовании целей была изучена эволюция организационно-политических и нормативно-правовых документов, принятых в Федеративной Республике Германия в целях обеспечения законности и непрерывности оборота цифровых прав, дана обзорная характеристика отдельных норм из указанных документов. Новизна научного исследования заключается в полезном сравнении германского и российского подходов к пониманию правовой сущности цифровых прав, к допущению их полноценного оборота, в том числе в такой актуальной сегодня для участников экономических правоотношений криптовалютной сфере. Итоговые выводы, сделанные в настоящем исследовании, сводятся к следующим тезисам: в Федеративной Республике Германия на текущий момент оборот цифровых прав является не только повсеместно распространенным социально-экономическим феноменом, но и одним из достаточно разработанных правовых институтов в общей системе отрасли германского гражданского права; развитие немецкого института оборота цифровых прав происходит в русле не только национального, но и унифицированного европейского законодательства; оборот цифровых прав в ФРГ не является полностью стихийным процессом, зависящим исключительно от воли самих правообладателей, поскольку его постоянное совершенствование заложено в многолетние государственные планы цифровизации экономики Германии; в деятельность по оптимизации правового механизма цифрового оборота вовлечены сегодня все заинтересованные представители немецкого общества – органы публичной власти, некоммерческие организации и хозяйствующие субъекты. В то же время, если проводить сравнительный анализ, становится очевидным, что пока еще сохраняются некоторые сугубо теоретические расхождения в понимании базовых правил оборота цифровых прав в разных национальных юрисдикциях.

78-87 70
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы возможности введения в Российской Федерации стейблкоинов как вида обеспеченных биржевым товаром криптовалют в качестве платежного средства для взаиморасчетов во внешнеторговых операциях. Анализируются риски и возможные преимущества от внедрения стейблкоина, физически обеспеченного золотом. Целью исследования является определение перспектив, своевременности и необходимых условий для внедрения стейблкоиновых расчетов в России. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что при существующих современных механизмах определения цены на золото на электронных аукционах LBMA Gold Price, внедрение стейблкоина в России является преждевременным. Внедрение российского стейблкоина, обеспеченного золотом, будет возможно прежде всего при условии создания подконтрольной биржи драгоценных металлов и без привязки ценообразования золота к доллару. Необходимыми условиями для введения стейблкоина являются создание оператора стейблкоина, стейблкоиновой платежной системы, а также внедрение системы финансового мониторинга при расчете стейблкоинами, обеспеченными золотом.

88-93 70
Аннотация

Ввиду активного развития информационно-телекоммуникационных технологий онлайн-торговля с каждым годом увеличивает свои обороты. В настоящее время электронная коммерция, оказавшая существенное влияние на изменение особенностей современной потребительской модели и создавшая новые предпосылки для дальнейшей трансформации отечественного и международного законодательства в сфере торговли, является одним из главных секторов экономики большинства стран. Вместе с этим растет и количество товаров, приобретаемых российскими гражданами в зарубежных интернет-магазинах. Однако в связи с отсутствием четкой правовой регламентации отношений, возникающих в результате интернетпокупок в зарубежных онлайн-магазинах или маркетплейсах, на практике возникает множество проблем, связанных с неисполнением зарубежными продавцами своих обязательств перед российскими гражданами в полном объеме. В статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования отношений, возникающих между российскими покупателями и продавцами, которыми являются зарубежные интернет-магазины. В частности, автор уделяет внимание исследованию ключевых критериев, свидетельствующих о направленности деятельности зарубежных интернет-магазинов на российский рынок, а также вопросу последующей ответственности данных субъектов в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения требований, установленных договором купли-продажи, заключенным дистанционным способом в Интернете. 

94-99 77
Аннотация

Значимость IT-компаний для прорывного развития цифровой экономики в Российской Федерации обусловила серьезные изменения налогообложения, налогового контроля и налогового администрирования высокотехнологичной отрасли. Выявлены особенности налогово-правового статуса IT-компаний, заключающиеся в расширенном преференциальном режиме и неприменении сдерживающего механизма (дозволение дробления бизнеса). Аргументировано предложение о дополнении налогово-правового статуса IT-компаний правом не вести раздельный учет в целях налогообложения прибыли. Обоснован положительный экономический эффект для бюджетной системы от установления в Налоговом кодексе Российской Федерации пороговых значений долей от различных видов деятельности IT-компаний, достижение которых дает право на преференциальное налогообложение. Выявлен различный объем прав резидентов и нерезидентов в налогово-правовом статусе IT-компаний, что обусловлено необоснованным санкционным режимом недружественных стран против России. Сформулировано предложение о наделении IT-компаний и специалистов из стран дружественных юрисдикций специальным налоговым статусом в части предоставления налоговых льгот и льгот по страховым взносам, а также упрощенной процедуры регистрации цифровых продуктов. 

100-107 81
Аннотация

В статье приведены основные результаты научного исследования правовых и организационных подходов к вопросам совершенствования нормативного правового обеспечения противодействия коррупции в сфере государственных закупок с использованием новационных технологий в современных условиях пандемических и санкционных явлений. Определены наиболее перспективные направления и возможности формирования новационных подходов к правовому регулированию средств искусственного интеллекта и машинного обучения, а также технологий блокчейн и им подобных. Внесены предложения, направленные на наиболее полную реализацию потенциала новационных технологий в предотвращении коррупции и других рисков, прежде всего в сфере госзакупок. В качестве основных методов познания при проведении исследования были использованы логический, сравнительный, эмпирический, аналитический, историкоправовой, описательный и др. Научную новизну исследования составили выводы, в соответствии с которыми, во-первых, целесообразно юридически укрепить потенциал правоохранительных органов, антикоррупционных и надзорных органов для понимания возможностей новых технологий в национальной цифровой стратегии, которая в свою очередь должна иметь четкую структуру реализации, координации, регулирования, мониторинга и оценки и должна способствовать инновациям и инклюзивности, сводя при этом к минимуму потенциальные риски их неправомерного использования; во-вторых, немаловажно продолжить развитие правового обеспечения цифрового образования и грамотности в обществе, в третьих, осуществлять антикоррупционную деятельность совместно с высокотехнологичными отраслями, чтобы обеспечить соблюдение нормативных требований, в то же время позволяя использовать новые технологии с максимальным потенциалом, в том числе в непрерывных экспериментах.

ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 

108-119 67
Аннотация

В статье анализируются проблемы, связанные с соотношением категорий «судейское усмотрение» и «единообразное применение правовых норм» в рамках правоприменительной деятельности судов. В частности, рассматриваются вопросы, касающиеся правовой природы и пределов применения судейского усмотрения. Уделяется внимание исследованию оценочных категорий, содержащихся в нормах материального и процессуального права, которые применяются судами по конкретным делам. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости максимальной конкретизации правовых норм, требующих судейского усмотрения при их применении, как на уровне правотворческой деятельности, так и в рамках формулирования обязательных к применению разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. Предложено конкретизировать в действующем законодательстве полномочия Пленума в части обязанности формулировать в своих постановлениях исключительно закрытые перечни оснований для применения правовых норм, допускающих возможность суда действовать по своему усмотрению с учетом обстоятельств дела. Также предложены дополнительные механизмы, предполагающие применение современных информационных технологий в судебной деятельности, которые позволят суду количественно измерить и определить обширность судебной практики по определенной категории дел, а также иные ее параметры, которые в настоящее время носят оценочный характер.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 

120-125 90
Аннотация

В представленной статье отмечается значимость и актуальность вопроса продовольственной безопасности в контексте национальной и экономической безопасности Российской Федерации, рассматривается ее сущность и правовая основа. Автор исследует положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Плана мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и приходит к выводу о несовершенстве указанных нормативных актов ввиду несоответствия перечисленных в них угроз современным реалиям. В исследовании отмечается, что в сфере обеспечения продовольственной безопасности приоритет должен отдаваться именно отечественному производству, а не импорту продовольствия. Автором выдвинуты конкретные предложения, содержащие правовые идеи, способные скорректировать систему обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации в контексте национальной и экономической безопасности нашего государства. Кроме того, предложено de lege ferenda принять Федеральный закон «О северном завозе», который указывал бы на приоритет доставки на соответствующие территории именно социально значимых продовольственных товаров надлежащего качества и в надлежащие сроки. Вместе с тем важно снизить барьеры допуска отечественных продуктов на полки сетевых супермаркетов, соблюдая баланс между интересами государства и ретейлеров на основе принципов добросовестной конкуренции с учетом приоритета полноценного оборота именно российской продовольственной продукции в текущих геополитических и экономических реалиях.

126-130 55
Аннотация

Предметом исследования в статье выступают меры государственной поддержки, реализуемые в коронавирусный период, осложнивший деятельность финансового сектора и жизнь потребителей. В статье проводится анализ влияния рассматриваемых мер, отмечаются позитивные и негативные последствия их применения. Научный анализ материалов нормативных актов, принятых государственными структурами в период пандемии для поддержания как различных секторов экономики, так участников предпринимательской деятельности и населения, автор предпринял для того, чтобы комплексно обозначить принятые меры, а также дать оценку их действенности в период нестабильности. В результате проведенного исследования меры государственной поддержки оценены как существенная экономическая помощь для бизнеса и населения. Среди минусов выделяется то, что подобные меры распространялись не на всех возможных участников. Так, например, государство выделило определенные дотации торговым центрам, но не самим арендаторам. Более того, поддержка бизнеса касалась лишь малого и среднего бизнеса. Однако даже эти сферы далеко не все могли претендовать на получение льгот. Для их получения требовалась принадлежность к наиболее пострадавшим сферам бизнеса. При этом сложностью было и установление факта, принадлежит ли конкретный бизнес к этим сферам или нет. Как показала практика, далеко не все бизнесмены малого и среднего бизнеса захотели использовать рассматриваемые льготы. Большинство посчитали, что проще все же уволить сотрудников, обанкротить свои компании и открыть новые, чем получать льготы от государства.

131-135 201
Аннотация

На сегодняшний день вопросам государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности уделяется особое внимание. Совершенствование сферы контрольной деятельности началось в 2019 г. с момента внесения отдельных изменений в действующее законодательство. Одним из направлений стала так называемая регуляторная гильотина, основным предназначением которой выступает инвентаризация действующих нормативно-правовых актов в сфере государственного контроля. В результате такого реформирования многие ранее существовавшие виды контроля получили свое обновление, отдельные были упрощены, появились новые. В рамках настоящей статьи проанализированы виды государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в свете положений Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

136-144 108
Аннотация

Поводом для исследования послужила продолжающая оставаться оживленной в научной среде и обществе дискуссия о средствах и методах осуществления политической власти, соответствующих современному пониманию роли государства и права в жизни людей. Актуальность исследования определяется разрывом между теми значениями, которые имеют философские, экономические и политические идеи, составляющие существо либеральной идеологии для общественного развития, и уровнем их проникновения в общественное сознание и социальную практику. Данное противоречие значительно усиливается разносторонней и тенденциозной критикой либеральных идей, еще более размывающей их понимание и затрудняющей их перцепцию публичной властью и государственным режимом. Сегодня нет сомнения в том, что процессы государственного управления должны осуществляться под контролем общества, поэтому влияние на них юридической науки как социально-организованной формы познания данных процессов, трудно переоценить. Автор, рассматривая наиболее общие идейные основы и фундаментальные принципы либерализма, делает вывод об их непреходящей ценности для преодоления существующих социальных противоречий и достижения общественного благополучия. Политический режим опосредует мировоззренческую, идеологическую и правовую сферы, характеризующие культурно-ценностные особенности общества, влияющие на формирование политической власти в данной стране. Либерализм как политическая идеология связывает достижение высоких показателей качества жизни с предоставлением индивидам свободы и равных возможностей для реализации их правомерных действий, направленных на воплощение своих представлений об их месте в обществе. Степень либерализации общества напрямую влияет на методы осуществления политической власти, политическую свободу, уровень государственного насилия в стране, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

145-151 62
Аннотация

В статье исследуются теоретические и эмпирические философско-правовые проблемы гностического правопонимания искусства софиномии (мудрозакония). Автор, дает определение софиномии с позиции законотворческого процесса, основанного на эйдосах справедливости, гуманизма и правосудия. При этом в работе акцентируется внимание на духовно-нравственных качествах лиц, обязанных принимать законы для общества и государства. Улучшение качества законотворчества напрямую связано с характеристиками научного (доктринального) правосознания, теорией публичной власти и этики. Кроме того, в статье автор разделяет людей на три психолого-юридические группы: соматиков (хиликов или физиков), психиков (вершителей и решителей) и пневматиков (философов-гностиков). При этом автор доказывает, что законодательствовать должны исключительно философы-пневматики, выступающие истинными филодиками, способными принимать для соматиков законы страха, для психиков – законы надежды и созидания, а для своей корпорации – законы братской любви. Предлагается механизм отбора лучших законодателей путем проведения ряда испытаний среди кандидатов в филодики, таких как проверка залом, проверка правдой, проверка доверием и страхом, проверка воли и проверка перерождением. Автор считает, что философов целесообразно воспитывать в автономных самоорганизующихся интеллектуальных организациях (клубах), подобных масонским ложам, так как этот подход позволяет избавить стремящихся к истине от соблазнов политического господства и целесообразности завоевания, сохранения и удержания власти определенными лицами, кланами, сословиями и иными политическими стратами.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА 

152-162 59
Аннотация

В статье обращается внимание на необходимость установления обстоятельств, указывающих на общественно опасный характер преступлений в семье, при этом делается особый акцент на исследовании причин и условий, способствовавших их совершению. Указывается, что при осуществлении любого целенаправленного действия субъект для достижения преступной цели использует законы объективного внешнего мира, чтобы в дальнейшем оправдать свои действия, исключить их противоправность и свою виновность в наступивших последствиях. Поэтому, определяя предмет исследования данной статьи, авторы исходили из того, что в процессе расследования необходимо устанавливать существование причинной связи, которая кроется в подготовке, совершении и сокрытии преступления. При установлении причинной связи между этими явлениями следует иметь в виду, что ни одно действие в преступном событии не представляет собой следствия единственной изолированно действующей причины. Особо рельефно это проявляется при совершении противоправных деяний в отношении членов семьи. Противоправный результат не может наступить при отсутствии причинной связи, без взаимосвязи действий, составляющих способ совершения преступления. К сожалению, это обстоятельство упускается из вида как в период предварительного, так и в период судебного следствия. Известно, что любой человек совершает те или иные поступки в определенных условиях места и времени. Существующие в момент его действия обстоятельства влияют на развитие причинного ряда в ту или иную сторону. Следовательно, противоправный поступок в отношении того или иного члена семьи не бывает единственной причиной причинения вреда жизни или здоровью. Цель статьи – рассмотрение и анализ причин, условий, последствий противоправных действий субъекта, включенных в единую причинную цепь совершения преступления. В результате аналитической работы и обобщения практики авторы пришли к выводу о том, что последовательность обозначенных действий должна выясняться как в процессе досудебного, так и судебного производства по делу. При этом нужно исходить из того, что вопрос об уголовной ответственности субъекта не может быть решен на основании лишь причинной связи. Для этого необходимо установить, носит ли причиненный вред общественно опасный и виновный характер. Он может быть учтен как один из компонентов, имеющих значение для решения вопроса об общественной опасности преступлений, совершаемых в семье. Для дополнительной аргументации исследуются правовые предпосылки, перечисляются и подробно анализируются не только причины, приведшие к совершению противоправных деяний в семье, но и некоторые способы совершения противоправных деяний. Авторы заключают, что антагонистические отношения, возникшие между членами семьи, обусловлены их постоянным монотонным контактом, необходимостью совместного проживания субъектов, выполнением возложенных на них обязанностей. Некоторые из приведенных причин подтверждаются анализом материалов конкретных уголовных дел, приговорами судов.

163-174 488
Аннотация

После совершения женщиной акта преступления и ее социального осуждения в обществе круг последствий противоправного поведения не замыкается только на самой женщине-преступнице и пострадавшем (или пострадавших), а циркулирует по социально-экономическим артериям всего государства. Поэтому анализ современного состояния женской преступности в России и фиксация динамики этого сложного социального явления в обществе имеет важнейшее значение для выявления особенностей или общих тенденций в массе противоправного поведения, а также с точки зрения принимаемых ответных мер по предупреждению возникновения негативных социально-экономических последствий в системе координат общественных отношений и на микроуровне каждой осужденной женщины и членов ее семьи. В качестве методов исследования авторами были выбраны анализ статистических данных, сравнительный анализ данных и анализ норм законодательства. Преимущество выбранных методов состоит в том, что авторами на основе имеющихся данных были отражены остроактуальные последствия женской преступности в нашей стране. Авторами исследования установлено, что в настоящее время динамика показателей женской преступности в России растет на общем фоне снижения количества зарегистрированных преступлений в Российской Федерации с 2 206 249 в 2013 г. до 2 004 404 в 2021 г. В последнем отчетном году произошел рост доли женской преступности на 0,24% по отношению к общему числу выявленных преступных лиц. Общая численность осужденных женщин, находящихся в исправительных колониях общего режима в России по данным на 2022 г., составила 28 361. Авторы также отмечают, что 44% осужденных женщин, отбывающих наказание в России, не имеют образования вообще или имеют недостаточный уровень образования для их возрастной категории. По последним данным численность молодых женщин, находящихся в исправительных колониях общего режима в России, в возрастном цензе от 18 до 35 лет составляет 11 666 осужденных женщин; 62% осужденных женщин являются матерями. В России необходим институт пробации; чрезвычайно важен дистанционный доступ осужденных женщин к получению образования даже в стенах исправительного учреждения, уровень достижения которого необходимо формировать по индивидуальным потребностям и возможностям каждой из осужденных женщин в приобретении ей профессии (специальности). Это должно сократить период ресоциализации после социальной изоляции. Вместе с тем возникла устойчивая необходимость в повышении уровня воспитания правовой культуры девушек и женщин в период обучения в любом образовательном учреждении страны с целью формирования законоисполнительного поведения, поскольку уважительное отношение к праву в системе координат общественных отношений и правового поведения каждого человека лежит в основе гражданского воспитания.

175-180 159
Аннотация

Статья посвящена законодательно закрепленному в российском праве принципу состязательности в уголовном процессе и объективной возможности его реализации на практике на разных стадиях уголовного процесса. Состязательность в уголовном процессе очень важна; именно данный принцип делает уголовный процесс действительно состязательным, а значит эффективным. Уровень и объективная возможность реализации принципа состязательности указывают на демократичность системы правосудия. Анализируются содержание принципа состязательности сторон, различные подходы к данному принципу уголовного процесса, его применение на отдельных стадиях уголовного процесса, рассматриваются отдельные проблемы применения этого принципа на разных стадиях уголовного процесса. По результатам анализа делается вывод о проблеме реализации принципа состязательности. Обосновывается, что механизм реализации данного принципа недостаточно эффективен, в особенности на досудебных стадиях производства по делу.

181-188 136
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемные моменты осуществления доказывания по делам в отношении отдельных категорий лиц. На основании теоретического анализа практики применения главы 52 УПК РФ аргументируется положение о том, что особому порядку производства, предусмотренному указанной главой, присуща собственная специфика доказательственной деятельности. В связи с этим, по мнению автора, в уголовно-процессуальном законе должно быть отражено дополнение предмета доказывания по уголовным делам, свойственным только этому виду производства подлежащими доказыванию обстоятельствами. Демонстрируется наличие необходимости расширения предмета доказывания по данной категории уголовных дел, во-первых, за счет обязательности установления такого признака субъекта преступления, как действительность его статуса, во-вторых, за счет необходимости опровержения версии об обусловленности уголовного преследования противодействием законной деятельности привлекаемого к уголовной ответственности лица. Даются конкретные рекомендации по совершенствованию норм законодательства, регламентирующих производство в отношении отдельных категорий лиц, что, по мнению автора, позволит осуществлять расследование таких дел более целенаправленно и эффективно.

189-195 62
Аннотация

В статье рассматриваются этапы формирования криминалистического учения о реализации специальных знаний внесудебной экспертизы (специологии или судебной специологии). Автором особое внимание уделено периодизации института специалиста, начиная с принятия УПК РСФСР 1922 г. до настоящего времени. Цель исследования автор видит в выделении периодов развития криминалистического учения о реализации специальных знаний внесудебной экспертизы. Предметом данного исследования выступило российское законодательство, регламентирующее порядок использования специальных знаний внесудебной экспертизы. При написании научной статьи использовались общенаучные и специальные методы познания. В результате проведения исследования в ретроспективе автор формулирует собственное видение периодизации этапов формирования криминалистического учения о реализации специальных знаний и предлагает выделять восемь периодов развития: со времен Древней Руси до 1832 г.; с 1832 по 1864 г.; с 1864 по 1917 г.; с 1917 по 1922 г.; с 1922 по 1960 г.; с 1960 по 2001 г.; с 2001 по 2013 г.; с 2013 г. по настоящее время.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 

196-200 59
Аннотация

В настоящей статье автором предпринята попытка исследовать правовые положения, регулирующие порядок осуществления инспектирования судов на предмет соответствия требованиям действующих международных конвенций. Автор на примере существующих национальных и международных актов исследует и раскрывает особенности правового регулирования проведения государственного портового контроля в части соблюдения прав экипажа морских судов заграничного плавания. Изучается становление и развитие правового регулирования государственного портового контроля, направленного на обеспечение соблюдения условий жизни и труда на борту судов. Рассмотрены рычаги воздействия на судовладельцев, не соблюдающих закон и не обеспечивающих нормальных условий жизни и труда на борту судов. Отмечается, что в случае несоответствия общеобязательным требованиям безопасности мореплавания капитан морского порта имеет право запретить заход судна в морской порт. Обращается внимание на недостаточную защищенность прав моряков из-за особенностей и специфичности их труда и важности обладания ими специальными познаниями в этой области. Делается вывод о необходимости реализации механизмов обеспечения исполнения требований Конвенции МОТ № 186, касающихся прав экипажа морских судов, посредством проведения инспектирования судов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.