Правовое регулирование виртуальных объектов, связанных с компьютерными играми, и защита прав пользователей
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования виртуальных объектов, связанных с компьютерными играми, а также защита прав пользователей в разных странах. Изучение проводится с использованием методов анализа и синтеза, системного и сравнительно-правового. Автором были выделены четыре основных варианта разрешения дел судами, а также теории, объясняющие применение того или иного подхода. В частности, российские суды при разрешении дел ссылаются либо на пункт 1 статьи 1062 ГК РФ, либо на условия пользовательского соглашения, либо применяют одновременно оба подхода. Анализируются примеры правового регулирования виртуальных объектов в таких странах, как Китай, Франция, США и др. Новизну исследования определяет анализ последних судебных практик и актуальных вопросов, связанных с виртуальными объектами, находящимися в разных государствах. Раскрываются недостатки квалификации рассматриваемых отношений российскими судами, с учетом которых предлагаются варианты совершенствования законодательства в данной сфере. К таким отношениям предлагается применять нормы о неосновательном обогащении. Cформулированы основные положения правового регулирования виртуальных объектов в законодательстве на национальном и международном уровне.
Об авторе
А. Н. ТоропцеваРоссия
студентка магистратуры факультета экономики и права РЭУ им. Г. В. Плеханова
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
1. Горохова О. Н. «Игровое имущество» как разновидность «виртуального имущества». – URL: https://kommentarii.org/2019/02/e-commerce/page126.html (дата обращения: 11.12.2019).
2. Горохова О. Н. Правовая природа «виртуальной собственности» как объекта гражданских прав. – URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8636/uid93830_report.pdf (дата обращения: 11.12.2019).
3. Дюранске Б. Т., Кейн Ш. Ф. Виртуальные миры, реальные проблемы // Правоведение. – 2013. – № 2 (307). – С. 115–134.
4. Зайцев А. Цифровые рынки и право. В Китае вступило в силу новое регулирование в отношении виртуальных loot box’ов, аналогов которому нет в мире. – URL: https://zakon.ru/blog/2017/5/9/digital_market_law_v_kitae_vstupilo_v_silu_novoe_regulirovanie_v_otnoshenii_virtualnyh_loot_boxov_an_58685 (дата обращения: 08.12.2019).
5. Киберспортивные державы. Страны – лидеры в киберспорте. – URL: https://www.cybersport.ru/other/articles/mirovye-kibersportivnye-derzhavy-kakie-strany-lidery-v-kibersporte (дата обращения: 07.12.2019).
6. Лисаченко А. В. Право виртуальных миров: новые объекты гражданских прав // Российский юридический журнал. – 2014. – № 2 (95). – С. 104110.
7. Магазин Blizzard. – URL: https://eu.shop.battle.net/ru-ru/product/world-of-warcraft-pet-dottie?utm_campaign=marketing-global-wowcharity19&utm_source=blizzard.com&utm_medium=referral#techspecs (дата обращения: 11.12.2019).
8. Объявление о корректировке вероятности извлечения карт из комплектов карт. – URL: https://hs.blizzard.cn/articles/20/9546 (дата обращения: 08.12.2019).
9. Похитители танков. За кражу аксессуаров компьютерных игр будет грозить уголовное наказание. – URL: https://rg.ru/2019/09/16/v-rf-vvedut-ugolovnoe-nakazanie-za-krazhu-predmetov-v-kompiuternyhigrah.html (дата обращения: 11.12.2019).
10. Публичность вероятности получения предметов в соответствии с требованиями новой политики Министерства культуры. – URL: https://www.dota2.com.cn/article/details/20170502/194771.html (дата обращения: 08.12.2019).
11. Савельев А. И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх // Вестник гражданского права. – 2014. – Т. 14. – № 1. – С. 127–150.
12. Семенюта Б. Онлайн-игры: правовая природа отношений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2014. – № 8. – С. 38–45.
13. Скандал вокруг Star Wars Battlefront II. В 8 актах. – URL: https://futurist.ru/articles/1266-skandalvokrug-star-wars-battlefront-ii-v-8-aktah (дата обращения: 09.12.2019).
14. ТОП-10 самых крупных призовых фондов в истории киберспорта. – URL: https://tech.informator.ua/2019/08/03/top-10-samyh-krupnyh-prizovyh-fondov-v-istorii-kibersporta/ (дата обращения: 11.12.2019).
15. Ban Kids from Loot Box Gambling in Games. – URL: https://www.bbc.com/news/technology-49661870 (дата обращения: 09.12.2019).
16. At Valve We Make Games, Steam, and Hardware. – URL: https://www.valvesoftware.com/ru/about (дата обращения: 10.12.2019).
17. Belgian Gaming Commission Rules after Analysis: Paying Loot Boxes are Games of Chance. – URL: https://www.gamingcommission.be/opencms/opencms/jhksweb_en/gamingcommission/news/news_0061.html (дата обращения: 09.12.2019).
18. Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. – URL: https://socialsciences.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/bentham/morals.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
19. Cifrino Ch. J. Virtual Property, Virtual Rights: Why Contract Law, Not Property Law, Must be the Governing Paradigm in the Law of Virtual Worlds. – URL: https://lawdigitalcommons.bc.edu/bclr/vol55/iss1/7/ (дата обращения: 08.12.2019).
20. EA's day of Reckoning is Here After «Star Wars» game uproar, $3 billion in stock value wiped out. – URL: https://www.cnbc.com/2017/11/28/eas-day-of-reckoning-is-here-after-star-wars-game-uproar.html?__source=twitter%7Cmain (дата обращения: 09.12.2019).
21. Entropia Universe: как мы пытались заработать в MMO. – URL: https://stopgame.ru/show/100064/entropia_universe_kak_my_pytalis_zarabotat_v_mmo (дата обращения: 09.12.2019).
22. Gaming Loot Boxes: What Happened when Belgium Banned Them? – URL: https://www.bbc.com/news/newsbeat-49674333 (дата обращения: 09.12.2019).
23. International e-Sports Federation. – URL: https://www.ie-sf.org/about/ (дата обращения: 07.12.2019).
24. League of Legends. Условия использования. – URL: https://ru.leagueoflegends.com/ru/legal/termsofuse (дата обращения: 09.12.2019).
25. Locke J. Two Treatises of Government. – URL: http://www.yorku.ca/comninel/courses/3025pdf/Locke.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
26. Radin M. J. Property and Personhood, 34 Stan. L. Rev. 957, 1982. – URL: https://cyber.harvard.edu/IPCoop/82radi.html (дата обращения: 08.12.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Торопцева А.Н. Правовое регулирование виртуальных объектов, связанных с компьютерными играми, и защита прав пользователей. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2020;5(3):89-98.
For citation:
Toroptseva A.N. Legal Regulation of Virtual Objects Related to Computer Games and Protection of User Rights. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2020;5(3):89-98. (In Russ.)