Теория социально-политической и юридической ответственности бизнеса в западной социологии и идеологии: роль и назначение
Аннотация
В статье определены основные положения, роль, значение и характер теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса в системе западной идеологии и политологии; рассмотрены различные периоды ее становления, развития и распространения, взаимосвязь с традиционными западными концепциями, в том числе с теорией корпоративного государства. Представлены основные виды теории корпоративной ответственности, такие как классическая (традиционная) и современная (менеджериальная), полная и ограниченная, внутренняя и внешняя, общая и частная, правовая и компенсаторская, а также иные широко распространенные, однако менее значимые разновидности теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса в западной социологической и политологической литературе. Показаны способы применения рассматриваемой теории; сформулированы основные цели и назначение социальной и политической ответственности бизнеса. Также рассмотрены вопросы расширения социально-политической власти крупного бизнеса. Методика исследования построена на анализе и сопоставлении мнений различных западных социологов и политологов на тему теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса, рассматривающих назначение данной теории с разных сторон.
Ключевые слова
Об авторе
М. Н. МарченкоРоссия
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии МГУ имени М. В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13
Список литературы
1. Быков И. К. Буржуазные концепции «социальной ответственности бизнеса» // США. Экономика, политика, идеология. – 1976. – № 1.
2. Матузов Н. И., Ушанова Н. В. Возможность и действительность в российской правовой системе. – Саратов, 2010.
3. American Business Law Journal. – 1980. – N 2. – P. 259–267.
4. Bower J. On the Amoral Organization // The Corporate Society / ed. by R. Marris. – New York, 1984.
5. Campbell Т., Miller S. (eds.). Human Rights and the Moral Responsibilities of Corporate and Public Sector Organisations. – L., 2004.
6. Daubler W. Corporate Social Responsibility: A Way to make Deregulation more Acceptable? // Blanpain R., Hendrickx Fr. (eds.). Labour Law between Change and Tradition. – New York, 2011.
7. Davis R., Robert L. Business, Society and Environment. – New York, 1985.
8. Foreign Corrupt Practices Act of 1977, 15 U.S.C., § 78 (Supp. 11, 1979).
9. Martin-Ortega О., Eiroglu M. The European Corporate Social Responsibility Strategy // Orbie J., Fortell L. (eds.). European Umion and the Social Dimention of Globalization. How the EU influences the World. – New York, 2009.
10. McGee R. Legal Ethics, Business Ethics and International Trade: Some neglected issues // Cardozo. Journal of International and Comparative Law. – 2002. – N 1. – P. 109–211.
11. Poddling Influence // Time. – 1986. – March 3. – P. 24–25.
12. Rockefeller D. Adress Delivered to the Advertising Council // Los Angeles Time. – 1971. – Jan.
13. Social Responsibilites of Business Corporations. – New York, 1971.
14. The Social Conscience of Business / ed. by Ph. Sparer. – Memphis, 1974.
15. The Wall Street Journal. – 1991. – February 27.
16. Time. – 1986. – April 14. – P. 54–55.
17. Votaw D., Sothi S. The Corporate Dilemma. Traditional Values Versus Contemporary Problems. – New York, 1973.
18. Zimmerman J. Irish State – Sponsored Bodies: The Fractionalization of Authority and Responsibility // Planning and Administration. – 1985. – P. 39–52.
Рецензия
Для цитирования:
Марченко М.Н. Теория социально-политической и юридической ответственности бизнеса в западной социологии и идеологии: роль и назначение. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2019;(1):7-14.
For citation:
Marchenko M.N. Theory of Socio-Political and Legal Responsibility of Business in Western Sociology and Ideology: Role and Purpose. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2019;(1):7-14. (In Russ.)