Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск

Использование либретто как объекта авторского права при создании музыкально-сценического произведения

https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133

Аннотация

Статья посвящена вопросам, связанным с особенностями использования либретто как объекта авторского права в составе сложного произведения. Особенностью данного вида произведения является его узкая применимость в сфере искусства – использование в качестве литературной основы для постановки спектаклей оперы и балета, ввиду чего судебная практика не имеет устоявшейся позиции по вопросам доказывания авторства и законности использования либретто при постановке спектаклей. Целью настоящей работы является исследование особенностей либретто как объекта авторского права, влияющих на правовое регулирование его использования в создании музыкально-сценического произведения. Задачами настоящей работы являются: 1) описание критериев для квалификации либретто как объекта авторского права в качестве производного произведения по правилам пункта 1 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) изучение связи между либретто и музыкальным произведением, хореографией при создании музыкально-сценического произведения; 3) исследование возможности использования одного и того же либретто при постановке балетов на музыку разных композиторов. Делается вывод, что в отличие от иных сценарных произведений либретто как самостоятельное произведение может быть использовано в разных постановках балета, основанных на едином литературном источнике и одновременно являющихся самостоятельными синтетическими произведениями. Способность к трансформации и разнообразному воплощению делает либретто уникальным инструментом в руках создателей сценических произведений, позволяя каждый раз заново интерпретировать классические литературные произведения.

Об авторе

А. Е. Ермаков
ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Россия

Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, аспирант кафедры конституционного и гражданского права

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Антонова Д. А. Интра- и интеръязыковая адаптация текста либретто // Вестник ВолГУ. – 2012. – № 10. – С. 134–135.

2. Базарбаева Г. Н. Особенности взаимодействия искусств в балете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 11. – С. 356–358.

3. Ванслов В. В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. – 1980. – Вып. 2. – С. 5–32.

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2006.

5. Груцынова А. П. Новое либретто балета «Морской разбойник» как литературный замысел: вопросы истории жанра и сюжетных смыслов // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 9. – С. 34–39.

6. Деген А. Б. Балет. 120 либретто. – СПб., 2008.

7. Николаева Т. М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста. – М., 1987.

8. Сметанина Б. О. Интерпретация литературных образов в балете: эпизоды из творческого опыта Бориса Эйфмана // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 27. – С. 77–79.


Рецензия

Для цитирования:


Ермаков А.Е. Использование либретто как объекта авторского права при создании музыкально-сценического произведения. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2024;9(2):129-133. https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133

For citation:


Ermakov A.E. Use of Libretto as a Copyright Object for Creating a Musical Stage Work. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2024;9(2):129-133. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)