Использование либретто как объекта авторского права при создании музыкально-сценического произведения
https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133
Аннотация
Статья посвящена вопросам, связанным с особенностями использования либретто как объекта авторского права в составе сложного произведения. Особенностью данного вида произведения является его узкая применимость в сфере искусства – использование в качестве литературной основы для постановки спектаклей оперы и балета, ввиду чего судебная практика не имеет устоявшейся позиции по вопросам доказывания авторства и законности использования либретто при постановке спектаклей. Целью настоящей работы является исследование особенностей либретто как объекта авторского права, влияющих на правовое регулирование его использования в создании музыкально-сценического произведения. Задачами настоящей работы являются: 1) описание критериев для квалификации либретто как объекта авторского права в качестве производного произведения по правилам пункта 1 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) изучение связи между либретто и музыкальным произведением, хореографией при создании музыкально-сценического произведения; 3) исследование возможности использования одного и того же либретто при постановке балетов на музыку разных композиторов. Делается вывод, что в отличие от иных сценарных произведений либретто как самостоятельное произведение может быть использовано в разных постановках балета, основанных на едином литературном источнике и одновременно являющихся самостоятельными синтетическими произведениями. Способность к трансформации и разнообразному воплощению делает либретто уникальным инструментом в руках создателей сценических произведений, позволяя каждый раз заново интерпретировать классические литературные произведения.
Об авторе
А. Е. ЕрмаковРоссия
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, аспирант кафедры конституционного и гражданского права
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Антонова Д. А. Интра- и интеръязыковая адаптация текста либретто // Вестник ВолГУ. – 2012. – № 10. – С. 134–135.
2. Базарбаева Г. Н. Особенности взаимодействия искусств в балете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 11. – С. 356–358.
3. Ванслов В. В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. – 1980. – Вып. 2. – С. 5–32.
4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2006.
5. Груцынова А. П. Новое либретто балета «Морской разбойник» как литературный замысел: вопросы истории жанра и сюжетных смыслов // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 9. – С. 34–39.
6. Деген А. Б. Балет. 120 либретто. – СПб., 2008.
7. Николаева Т. М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста. – М., 1987.
8. Сметанина Б. О. Интерпретация литературных образов в балете: эпизоды из творческого опыта Бориса Эйфмана // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 27. – С. 77–79.
Рецензия
Для цитирования:
Ермаков А.Е. Использование либретто как объекта авторского права при создании музыкально-сценического произведения. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2024;9(2):129-133. https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133
For citation:
Ermakov A.E. Use of Libretto as a Copyright Object for Creating a Musical Stage Work. ECONOMICS. LAW. SOCIETY. 2024;9(2):129-133. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2024-2-129-133