Preview

ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО

Расширенный поиск

Центральный банк Российской Федерации как субъект и «валютный своп» как источник международного валютного права в рамках международных финансовых механизмов

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются изменения полномочий центральных банков, в частности Банка России, в результате распространения международных финансовых механизмов по предоставлению иностранной ликвидности. Данный механизм является неотъемлемой частью экономической и финансовой интеграции государств, так как такая интеграция не может протекать без соответствующих изменений, гармонизации и координации регулирования в сфере денежно-кредитной политики и регулирования и контроля за денежным оборотом как на национальном, так и на международном уровне. А раз эти полномочия переданы центральным банкам соответствующими органами государственной власти в рамках национальной юрисдикции, то данные финансовые институты становятся субъектами международного права, а валютные своп-линии, или соглашения, его источниками. Для того чтобы выявить и изучить этот феномен, статья раскрывает особенности правовой базы и инструментов, которые используются в международных договорах о создании международных финансовых механизмов по предоставлению иностранной ликвидности, такие как Европейский центральный банк, Европейский стабилизационный механизм, а также Договор о создании пула условных валютных резервов БРИКС. Международные финансовые механизмы по предоставлению иностранной ликвидности представляют собой институты, основанные на международных договорах, регулирующих порядок предоставления сторонам необходимой иностранной валюты, т. е. иностранной ликвидности. Основными методами данной работы являются анализ и синтез, путем которых были выявлены необходимые характеристики, позволяющие определить статус центрального банка в международном праве и выявить природу своп-соглашений между центральными банками. Правовая база одного из таких институтов делегировала Европейскому центральному банку полномочия, признанные Судом Европейского совета, которые придают ему международную правосубъектность. Инструментами достижения целей вышеуказанных договоров являются, как правило, валютные своп-соглашения, которые должны, согласно этим договорам, заключаться между центральными банками. Автор приходит к выводу, что раз международные договоры предусматривают передачу полномочий по осуществлению их целей центральным банкам, то это указывает на тот факт, что центральные банки, в том числе и Центральный банк Российской Федерации, приобретают международную правосубъектность, а своп-соглашения между, например, Банком России и центральными банками других государств – членов БРИКС, являются источниками международного публичного права. Более того, представители центральных банков стран БРИКС участвуют в формировании международных органов в рамках Пула условных валютных резервов с полномочиями принимать решения по предоставлению ликвидности в долларах США в обмен на национальную валюту государств – членов БРИКС.

Об авторе

М. Г. Мехтиев
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия

младший научный сотрудник отдела научного обеспечения деятельности секретариата делегации Российской Федерации 

Адрес: 107078, Москва, Б. Харитоньевский пер., д. 22–24, стр. 1А, 1БВ



Список литературы

1. 1981 Unified Economic Agreement between the Countries of the Gulf Cooperation Council.

2. AlKholifey Ah., Ali A. "GCC Monetary Union". Bank for International Settlements. IFC Bulletin No 32. Basel, 2010. – URL: http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb32b.pdf

3. Case 370/12, Pringle v Ireland, 2012.

4. Central Bank of the Russian Federation: Information on the signing the Operating Agreement within the Pool of Conditional Foreign Exchange Reserves by the Central Banks of the BRICS countries. – URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=07072015_162910if2015-07-07t16_10_14.htm (seen: 23.03.2017).

5. Constitution of the Russian Federation 1993.

6. ECLI:EU:C:2012:756, Case 370/12.

7. EFSF Framework Agreement.

8. Federal Law N 101–FZ "On Treaties of the Russian Federation", July 15, 1995.

9. Federal Law N 107-FZ from 2nd of May 2015 “On the Ratification of the Treaty for the Establishment of a BRICS Contingent Reserve Arrangement”.

10. Federal Law N 86–FZ "On the Central Bank of the Russian Federation", July 10, 2002.

11. Goebel R. Court of Justice Oversight over the European Central Bank: Delimiting the ECB’s Constitutional Autonomy and Independence in the OLAF Judgment’.

12. Goldoni M. The Limits of Legal Accountability of the European Central Bank (January 7, 2016). – URL: https://ssrn.com/abstract=2712240 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2712240

13. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism & Proliferation. The FATF Recommendations. – URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF_Recommendations.pdf

14. Joyce M., Tong M., Woods R. The United Kingdom’s Quantitative Easing Policy: Design, Operation and Impact // Quarterly Bulletin. – 2011. – Q3. – P. 200–204. – URL: http://www.bankofengland.co.uk/publications/Documents/quarterly bulletin/qb110301.pdf (seen: 23.03.2017).

15. Mekhtiev M. G. Regulation of Swap Agreements with other Central Banks by the Federal Reserve System of the United States // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. – 2016. – N 5. – P. 42–43

16. OLAF, C-11/00 2003 E.C.R. I-7147.

17. Opinion of the AG Jacobs on Pringle, 15 January 2015.

18. Protocol N 4 of the Treaty on the Functioning of the European Union.

19. Regulation (EC) No 1073/1999 of the European Parliament and of the Council of 25 May 1999 concerning investigations conducted by the European Anti-Fraud Office (OLAF).

20. South African Reserve Bank: "Evolution of Reserves Management". – URL: https://www.resbank.co.za/Markets/ForeignReserves/EvolutionofReservesManagement/Pages/default.aspx (seen: 23.03.2017).

21. Treaty for the Establishment of a BRICS Contingent Reserve Arrangement 2014.

22. Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union.

23. Vienna Convention on the Law of Treaties 1969.


Для цитирования:


Мехтиев М.Г. Центральный банк Российской Федерации как субъект и «валютный своп» как источник международного валютного права в рамках международных финансовых механизмов. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО. 2017;(4):75-82.

For citation:


Mekhtiev M.G. The Central Bank of the Russian Federation as a Subject and Its Currency Swap Agreements as a Source of International Monetary Law Within the Framework of International Financial Mechanisms. Title in english. 2017;(4):75-82.

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-118X (Print)